Правильный подбор цвета при реставрации зубов

Реставрация зубов: улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

Иногда всего одна улыбка может изменить судьбу или карьеру. И как приятно улыбаться, зная, что зубы прекрасно выглядят. Однако очень часто измененный цвет эмали, трещины или сколы, щели между зубами не позволяют открыто выражать свои эмоции, заставляя человека стесняться, отмалчиваться или улыбаться, не разжимая губ. Стоматология может решить эти и другие проблемы с помощью реставрации зубов.

Восстановление зубов: что это за процедура и кому она нужна

Художественная реставрация необходима для восстановления максимально естественного внешнего вида зубов — их формы и цвета. Если утрачены значительные фрагменты зубного ряда или зуб почти полностью разрушен, специалист может восстановить участок или создать идеально подходящую замену потерянного зуба. При этом используются материалы, которые обладают необходимой прочностью и долговечностью. В результате человек получает не только красивую улыбку и уверенность в себе. Восстановление способности откусывать и пережевывать пищу очень важно для пищеварения и здоровья в целом.

Показания к реставрации зубов:

  • изменение оттенка зубной эмали;
  • изменение формы зубов или их размера (стачивание);
  • щели между зубами;
  • травмы, сколы зубов, трещины эмали;
  • восстановление зуба после лечения кариеса и других поражений;
  • утрата зуба при травме или при удалении.

Существуют и противопоказания к реставрации зубов. Они могут быть абсолютными:

  • наличие кардиостимулятора (согласно некоторым исследованиям, при использовании фотополимеризатора может нарушиться работа электронного стимулятора сердечного ритма);
  • невозможность изолировать область лечения от влаги;
  • аллергическая реакция на материалы, используемые при реставрации.
  • быстро распространяющийся кариес: сначала необходимо устранить причины заболевания;
  • патологическая стираемость зубов: требует коррекции прикуса с помощью стоматолога-ортодонта;
  • бруксизм в особо тяжелых случаях может привести к повреждению восстановленного зуба;
  • хроническое пренебрежение правилами гигиены полости рта делает усилия по восстановлению цвета зубов бесполезными.

Методы реставрации зубов

Выделяют несколько методик восстановления: с помощью композитных материалов, коронок, виниров. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из методов.

Художественная реставрация зубов композитными пломбировочными материалами: ювелирная работа

Для реставрации скола зуба, скрытия дефектов после лечения, при изменениях цвета и наличии трещин в эмали можно использовать композитное восстановление зубов.

Прямая реставрация зубов проводится в день приема и состоит из нескольких этапов:

  • анестезия — нужна при значительных повреждениях, небольшие дефекты можно лечить и без обезболивания;
  • обработка дефекта/скола/полости — врач удаляет поврежденные ткани, делает поверхность шероховатой для лучшего сцепления с реставрационным материалом;
  • подбор материала с учетом цвета создаваемого фрагмента;
  • восстановление целостности зуба, восстановление анатомического рисунка;
  • проверка удобства, прилегания, «высоты» наращенного участка;
  • окончательная шлифовка.

Длительность процедуры — в среднем один час на один зуб (зависит от сложности случая). После приема рекомендуется исключить красящие продукты в течение примерно суток. При хорошо сделанной реставрации через двое–трое суток человек уже привыкает к восстановленному фрагменту.

  • Быстро. Лечение за день, не нужно ходить с временной пломбой или с обточенным зубом.
  • Красиво. Эстетичный результат, замещенный участок незаметен.
  • Сравнительно недорого.
  • Композитные материалы могут стираться, незначительно менять цвет, изнашиваться со временем.
  • С помощью пломбировочных материалов исправляют небольшие дефекты зубов, для восстановления сильно разрушенного зуба лучше прибегнуть к другим видам реставрации зубов.

Установка зубной коронки: тяжелая артиллерия стоматологии

Если разрушено больше половины верхней части зуба, если зуб неправильно расположен или имеет эстетический дефект, который нельзя исправить другим способом, то можно установить зубную коронку. Это изготовленная из искусственного материала копия зуба. Опорой для коронки может быть либо оставшийся обточенный зуб, либо искусственная вкладка, штифт или имплант.

Лечение происходит в два этапа. Во время первого приема проводят следующие мероприятия:

  • введение анестезии;
  • обработка зуба — удаление нерва (при необходимости), пломбирование каналов, обточка;
  • если зуб сильно разрушен, возможно укрепление с помощью штифта или восстановление зуба вкладкой культевой, которая точно повторяет форму корневой системы зуба. Она создается по слепку;
  • после обработки зубов происходит снятие слепка, выбор цвета будущего протеза;
  • установка временной коронки.

При втором посещении происходит примерка зубного протеза, при необходимости его можно отправить на доработку. Если все в порядке, коронка приклеивается с помощью специального состава.

При правильном подборе привыкание к зубным коронкам происходит очень быстро. В сложных случаях может потребоваться две–три недели, чтобы адаптироваться к восстановленным зубам.

Существуют разные виды коронок:

Металлические — из золота, платины, титана, серебра с палладием или стали. Преимуществом металлов является их прочность и долговечность, металлические коронки способны выдерживать очень большие нагрузки при жевании. Это один из первых способов протезирования зубов, в настоящее время считается устаревшим — в основном по эстетическим соображениям.

Металлопластмассовые коронки состоят из металлического основания и пластикового покрытия. Их отличает низкая стоимость, но и служат они недолго. Чаще всего такие коронки используют как временные, перед установкой более долговечных протезов. Металлопластмассовые коронки — легкие и удобные при одноэтапной имплантации с немедленной нагрузкой, так как не нагружают установленные в костную ткань имплантаты и позволяют им хорошо прижиться.

Металлокерамические коронки также имеют металлическое основание, но верхний слой — керамика. Преимущества металлокерамики в ее прочности, такие коронки часто ставят в зонах с большой жевательной нагрузкой. При этом они достаточно эстетичны, имеют большой выбор оттенков.

Безметалловые протезы подходят для людей с аллергией на металлические компоненты коронок. По составу это могут быть коронки на основе керамики, оксида алюминия и диоксида циркония.

  • Фарфоровые, или керамические, коронки изначально изготавливались путем обжига или литья. Они были очень эстетичны, не подвержены изменению цвета, однако обладали большей хрупкостью, чем металлические. Усовершенствованные технологии позволяют сделать керамическую коронку путем прессования, что значительно увеличивает ее прочность. Прессованную керамику можно обрабатывать с помощью компьютерного моделирования и фрезеровки. За счет тонкости эти коронки требуют меньшей обточки зуба.
  • Оксид алюминия и диоксид циркония по сравнению с фарфором обладают большей прочностью. Коронки из этих материалов изготавливают с помощью фрезеровки после компьютерного моделирования. Благодаря этому протезы идеально повторяют заданную форму.

Мостовидный протез или имплантат — что выбрать?

Если зуб отсутствует полностью, его можно восстановить несколькими способами. Во-первых, это мостовидные протезы. Для восстановления одного зуба потребуется объединить минимум три коронки — две крайние будут держаться за существующие зубы. Вторым способом восстановить отсутствующий зуб будет фиксация коронки на имплантате.

Для восстановления разрушенного зуба имплантация — наиболее надежный способ, не повреждающий соседние зубы. Имплант выполнен из титана, он фиксируется в кости, постепенно срастается с ней и может служить очень долго. Коронки для имплантации могут быть металлокерамическими или циркониевыми. Они крепятся к имплантатам двумя способами — на цемент или на винтовое крепление.

Преимуществами винтовой фиксации является возможность снять коронку и при необходимости заменить ее на новую. Крепление на цемент является очень надежным, однако снять коронку будет трудно.

Установка виниров или люминиров: современный подход к восстановлению зубов

Для получения красивой улыбки в последние годы все чаще применяется реставрация зубов винирами. Виниры — это тонкие пластинки, точно повторяющие переднюю поверхность зуба и закрывающие режущий край (для лучшего крепления и более эстетичного вида).

Показаниями к установке виниров служат:

  • стойкое изменение цвета эмали;
  • трещины, сколы зубов;
  • небольшие нарушения положения;
  • реставрация щели между зубами.

По сравнению с художественной реставрацией виниры выглядят очень естественно, особенно при работе над группой зубов. Они не темнеют и не стираются. В отличие от коронок, накладки не требуют стачивания большого количества зубной ткани.

К минусам можно отнести сравнительно высокую стоимость. Виниры не требуют специального ухода, достаточно тщательно следить за гигиеной полости рта, каждый раз ополаскивать рот после еды. Не рекомендуется кусать твердые продукты — можно повредить установленные накладки.

Для установки виниров есть ряд противопоказаний — это истончение эмали, бруксизм, выраженное нарушение прикуса. Перед установкой накладок необходимо тщательно вылечить кариес, заменить старые пломбы. Не рекомендуется ставить виниры при наличии стойких вредных привычек, таких как кусание ногтей, а также при участии в травматичном спорте.

  • Композитные виниры, или компониры, изготавливаются из светоотверждаемых материалов. Это наиболее доступный тип виниров, часто используемый при сколах и трещинах эмали. Установка происходит сразу на приеме и может длиться несколько часов. Для начала врач сошлифовывает тонкий слой эмали. Затем обрабатывает зуб для лучшего дальнейшего сцепления с композитным материалом, который наносится слой за слоем. Последним и зачастую самым долгим этапом является финальная шлифовка и полировка — для максимальной гладкости и естественности. Со временем компониры могут немного менять цвет, особенно при курении, употреблении красящих веществ. Для сохранения их вида может потребоваться полировка. Срок службы таких виниров — до пяти лет, однако при соблюдении правил он может быть дольше.
  • Керамические виниры широко распространены. Керамика позволяет добиваться очень эстетичного результата при высокой прочности. При установке может потребоваться обточка зуба для более плотного прилегания винира, однако это не обязательно. Особенность керамики нового поколения (прессованной) — тонкость и идеальное соответствие заданной форме, благодаря этому часто не требуется дополнительно обтачивать зуб. Эмаль обрабатывается для лучшего сцепления с керамической пластинкой. Затем снимается слепок для изготовления индивидуальных виниров, на время изготовления можно установить временные накладки из пластика. При следующем визите готовые виниры крепятся на специальный клей. Уход за керамическими винирами заключается в бережном отношении, нельзя кусать ими твердые предметы и продукты. Изменение цвета керамике не грозит, виниры надолго сохраняют идеальный вид. Срок их службы — 7–10 лет.
  • Циркониевые виниры — самые прочные из перечисленных, изготовлены из диоксида циркония. Они могут выдерживать механическую и жевательную нагрузку. Вместе с тем виниры из диоксида циркония очень эстетичны, полупрозрачны и дают натуральный блеск. Они не подвержены действию красящих веществ, устойчивы к перепаду температур. Иногда цирконий комбинируют с тонким керамическим напылением. Данный вид виниров требует либо минимальной обточки зуба, либо не требует ее совсем. После обработки и снятия слепков обточенные зубы закрывают пластиковой накладкой для защиты. Диоксид циркония обрабатывается методом фрезеровки, по индивидуальной компьютерной модели, после чего готовые накладки крепятся на зубы. Уход за винирами из диоксида циркония не отличается от других типов виниров. Срок службы — от 10 лет для циркония с керамическим напылением, а виниры из цельного диоксида циркония прослужат 15–20 лет.

Стоимость реставрации зубов

Стоимость восстановления зуба зависит от множества факторов, в частности — от типа используемого материала, величины дефекта, профессионализма и опыта стоматолога, ценовой политики клиники.

Художественная реставрация зубов пломбировочным материалом будет стоить примерно от 2500 до 15 000 рублей за один зуб — по ценам московских стоматологических центров. Иногда в стоимость не входят анестезия или консультация врача.

Если требуется установить коронку, цена на металлокерамические протезы в Москве колеблется от 14 000 до 53 000 рублей. Коронки из диоксида циркония обойдутся примерно в 13 500–80 000 рублей. Керамические коронки в Москве стоят от 11 500 до 79 000 рублей. Необходимо уточнять, что входит в стоимость.

Как правило, при протезировании зуба может потребоваться анестезия, лечение или депульпирование зуба, пломбирование каналов, выполнение снимка, изготовление вкладки (если нужно), установка временных коронок, изготовление протеза, его примерка и исправление при необходимости. Большой диапазон цен на коронки объясняется не только разницей в материалах, но и тем комплексом услуг, которые входят в цену протезирования, помимо самой коронки, а также статусом самой клиники.

При восстановлении разрушенного зуба с помощью имплантата цена обычно складывается из стоимости самих имплантатов, цены коронки и стоимости работы специалиста. Имплантация может быть как двухэтапной, так и выполняться за один раз. Стоимость имплантации одного зуба вместе с коронкой в московских клиниках — примерно от 25 500 до 150 000 рублей. Существуют методы имплантации нескольких зубов рядом или даже полное восстановление зубов на всей челюсти, при этом всего 4 или 6 имплантатов позволяют восстановить весь зубной ряд. В таких случаях цена в расчете на один зуб будет меньше.

Читайте также:  Эффективный гель от пародонтита

На услуги реставрации зубов керамическими винирами цена в Москве колеблется от 11 500 до 79 000 рублей. Стоимость композитных виниров меньше и сравнима с ценой художественной реставрации зубов. В цену может не входить работа по удалению зубного камня, подготовка зубов к установке виниров, установка временных накладок.

Художественная реставрация зубов стоит недешево. Гораздо выгоднее позаботиться о своей улыбке заранее. Тщательное соблюдение правил гигиены, бережное отношение и регулярный осмотр у стоматолога позволяют надолго сохранить здоровье и красоту зубов. Но если возникла необходимость — современные методики реставрации зубов способны быстро вернуть улыбке естественную красоту.

В какую клинику можно обратиться для восстановления зубов?

О том, как выбрать клинику, нам расскажет специалист клиники Smile-at-Once Чорный Станислав Владимирович, стоматолог–ортопед, который более 16 лет занимается восстановлением и реставрацией зубов:

«Во-первых, необходимо учитывать качество материалов. Использование реставрационных материалов низкого качества не только уменьшает срок службы восстановленного зуба, но и может навредить пациенту. Во-вторых, важен опыт практикующих докторов. При выборе клиники можно посмотреть примеры работ конкретного специалиста. Клиники, которые вызывают доверие, обычно предоставляют гарантию на свои услуги.

В клинике Smile-at-Once мы предлагаем пациентам только проверенные, клинически испытанные бренды имплантатов. Мы напрямую сотрудничаем с мировыми лидерами имплантационных систем Straumann и Nobel Biocare. Наши специалисты — это профессионалы с большим опытом работы, имеющие сертификаты Международного фонда имплантологов. На работу врача по имплантации мы даем пожизненную гарантию. Клиника оснащена современным оборудованием, собственная зуботехническая лаборатория позволяет контролировать процесс от начала до конца. Для каждого пациента мы подбираем индивидуальную схему лечения».

P. S. Ознакомиться с услугами клиники Smile-at-Once можно на сайте.

Лицензия № ЛО-77-01-013995 выдана 14 марта 2017 года Департаментом здравоохранения г. Москвы.

Обя­за­тель­но по­про­си­те сто­ма­то­ло­га сна­ча­ла тща­тель­но по­до­брать цвет ком­по­зит­но­го ма­те­ри­а­ла или ко­рон­ки. Не вы­би­рай­те слиш­ком бе­лые от­тен­ки. Раз­ни­ца меж­ду цве­та­ми мо­жет свес­ти на нет весь эс­те­ти­чес­кий эф­фект.

Серые границы реставраций: 4 ошибки, которые стоит избегать

Эта серая линия все еще видна. Моя реставрация заметна. Что можно сделать, если реставрации передних зубов привели к неэстетическим результатам?

Выполняя несколько несложных действий, можно изменить стиль ежедневных стоматологических манипуляций. Эти действия не являются тщательно разработанными методиками и не усложняют работу, напротив, они абсолютно просты. Единственное требование – это постоянство применения.

Изображение 1 – При работе с композитами часто приходится замечать серый оттенок реставрации. Каждый композит характеризуется различным оптическим поведением, но, обобщая, можно сказать, что при увеличении толщины эмалевого слоя реставрация на самом деле приобретает серый цвет.

Изображение 2 – На изображении представлены три стакана, внутри каждого из них находится еще по одному стакану. На первом снимке хорошо видны оба стаканы. На третьем снимке внутри также есть стакан, но между ними материал, который делает внутренний стакан оптически незаметным. Этот световой эффект возникает при равных показателях преломления и отражения. При разработке реставрационных материалов исследователи стараются добиться такого же эффекта прохождения света, как и в естественном зубе. Показатель преломления показывает, как и в каком направлении свет пройдет через объект. Прохождение света через естественную эмаль очень эффектно, так как он многократно преломляется и отражается. В композитах такое воздействие обычно менее выражено.

Изображение 3 – Получая серую реставрацию, стоматологи могут принять решение воспользоваться более светлой эмалевой массой. Однако при добавлении белого к композитной массе она становится более опаковой. Это не самый подходящий вариант, так как нам нужна прозрачная эмаль, позволяющая видеть цвет дентина и эффекты под эмалевым слоем. Для получения хорошей оптической интеграции мы должны воспроизводить эмалевый слой меньшей толщины, чем естественная эмаль. Это единственный способ сделать два совершенно различных материала похожими. Наиболее часто распространены следующие 4 ошибки.

Ошибка 1 – Использование оттенков шкалы Vita в качестве окончательного ориентира.

Возьмите шкалу оттенков Vita и сравните их с композитами из шприцев с теми же оттенками на этикетках. У меня была возможность общаться со стоматологами со всего мира, и я заметила, что при выборе цвета для прямой реставрации чаще всего используется шкала Vita . Что получается, когда вы подбираете оттенок А3 по шкале Vita , а затем берете шприц А3 из системы композитов, которая имеется у вас в наличии на данный момент? Более чем уверена, что вы совершаете ошибку. (1,2)

Ошибка 2 – Заблуждение, что композиты разных производителей будут выглядеть одинаково.

Композит цвета А3 одного производителя совершенно отличается от композита того же цвета другого производителя. На этом изображении показаны 8 шприцев с указанным на этикетке дентинным оттенком А3. Разные фирмы, одинаковое название и разные свойства. Различные оттенки, насыщенность цвета и опаковость. Невозможно прогнозировать результат, если вы думаете, что все композиты оттенка А3 одинаковы.

Ошибка 3 – Невнимательное отношение к границам полости.

Острые края должны быть сглажены и заполированы. Попытка сделать реставрацию на острых краях, таких как на этом изображении, скорее всего, приведет к эстетической неудаче.

Изображение 7 – Для маскировки границ реставрации следует формировать широкий скос (от 1,5 до 2 мм).

Изображение 8 – Полировку краем можно выполнять абразивными дисками, резиновыми полирами или многолопастными борами.

Ошибка 4 – Игнорирование толщины эмали.

Проблема заключается в следующем: некоторые стоматологи даже не знают, какую толщину эмалевого слоя они создают. Для получения правильного цвета крайне важно воспроизвести точную толщину эмали. На изображении показаны композитные диски с разной толщиной эмали для наглядного изучения поведения композита. Подготовленные диски выполнены из композитов разных производителей. В целом, эффект эмали толщиной 0,3 мм на дентине почти незаметен, а толщина 0,5 мм – самый подходящий выбор, так как при этом дентин несколько перекрывается, но без снижения насыщенности цвета. Толщина эмали 0,7 мм слишком велика и делает реставрацию серой. При использовании 0,9-1 мм эмали дентин маскируется и теряет свой цвет.

Изображение 10 – Ключевым фактором является контролирование толщины эмали. (3,4,5)

Изображение 11 – Для определения идеальной толщины эмали (0,5 мм) мы обычно используем инструмент Misura из набора LM Arte.

Изображение 12 – Обратная сторона полезна при работе в узких областях или в пришеечной зоне, где не проходит кончик зонда.

Изображение 13 – Перелом IV класса. После проведения рентгенологического обследования цвет был выбран на основе индивидуальной шкалы оттенков. (6)

Изображение 14 – Изоляция и препарирование полости.

Изображение 15 – Построение проксимальной и небной стенок. После этого можно наносить и калибровать дентин.

Изображение 16 – С помощью небольшого количества А1 дентина создан эффект гало.

Изображение 17 – Вид после нанесения эмалевого слоя.

Изображение 18 – Картина после регидратации. В некоторых ситуациях результат не совершенен, но в большинстве случаев эстетика реставрации удовлетворяет ожидания врача и пациента.

Изображение 19 – Перелом IV класса перед реставрацией.

Изображение 20 – Для маскировки краев я работала по описанному выше протоколу. Важно использовать индивидуальную шкалу оттенков для выбора цвета реставрации, сформировать скос, провести шлифовку и полировку краев полости и контролировать толщину эмалевого слоя.

Изображение 21 – Перелом IV класса перед реставрацией.

Изображение 22 – При работе с реставрациями передних зубов в каждом клиническом случае необходимо следовать тем же самым протоколом.

Изображение 23 – Перелом IV класса и старая реставрация.

Изображение 24 – Изоляция.

Изображение 25 – Этап полировки.

Изображение 26 – Использование такой же концепции другими докторами (представлен клинический случай доктора Walter Devoto) позволяет получить предсказуемые результаты в повседневной практике.

Заключение

Помните о следующих моментах:

  • Шкала оттенков V ita – это не то же самое, что вы получите на своем материале.
  • Композиты разных производителей имеют разный цвет и опаковость.
  • Края полости должны быть скошены и тщательно очищены.
  • Толщина эмалевого слоя должна быть 0,5 мм или очень близка к этому значению.

Частота проблем с границами реставраций в передних зубах будет значительно уменьшаться без модного оборудования и сложных методов работы.

Перевод выполнен специально для форума Stomatologija . su . Пожалуйста, при копировании материала, не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.

Один Оттенок Для Реставрации Зубов [Клинический случай]

Реставрация сломанного переднего зуба может стать кошмаром, если слишком всё усложнять. Как нам достичь быстрого, легкого и высококачественного результата? Если знать определенные правила, часто можно отойти от классических процедур. И намного упростить рабочий процесс, используя один оттенок для реставрации зубов.

Когда светоотверждаемые композиты впервые вышли на рынок, их было совсем немного оттенков. Но что ещё хуже, был доступен только один тип непрозрачности. А варианты степеней прозрачностей были доступны только для совсем немногих дантистов. Эти массы, сегодня мы знаем их как оттенки Body, это композиты средней опаковости, созданные чтобы соответствовать внутренней опаковости естественного зуба.

В середине 90-х впервые появились наборы эстетических композитов. Они состояли из эмалевых и дентинных оттенков. У стоматологов появилась возможность создавать «слоеные» реставрации, которые удивительно подходили к зубу, как по цвету, так и по тону, и по прозрачности. И с тех пор методика однослойной реставрации была отнесена к прерогативе стоматологии «второго сорта».

Мы создали ряд показаний, где все же более удобно применять однослойные реставрации (признавая, что «слоеные» реставрации были и будут произведениями искусства в стоматологии). Это очень простые показания, предложенные лучшими специалистами Styleitaliano:

Показания для однослойных реставраций:

— Небольшие реставрации, например небольшая реставрация 4 класса или маленькая диастема.

— Реставрации, не контактирующие с оклюзионной плоскостью, например реставрации 3-го или 5-го класса.

— Обширные дефекты 4-го класса, особенно с большим или бесконечным скосом.

Один оттенок композита для центральных резцов [Клинический случай]

Фото 1. – Пациент поразил нас сколом старой реставрации зуба 21 и плохо интегрированными реставрациями зубов 11 и 22.

Что заставило нас задуматься о комплексном лечении с заменой всех старых реставраций.

Так как многие подобные чрезвычайные ситуации требуют быстрого запечатывания дентина и восстановления зуба, а не WaxUp-а, силиконового ключа и т.д. и т.п. Мы решили восстановить зуб композитом одного оттенка.

Исправления и улучшения можно ввести в поверхностный слой реставрации, чтобы заставить зубы выглядеть привлекательнее. Но только в случае необходимости (реставрация часто сразу получается безупречной).

Фото 2. – Подбор цвета с помощью стандартной шкалы Вита

возможен только в том случае, если мы убедимся, что оттенки нашего материала соответствуют оттенкам шкалы Вита. Обратите внимание, это не всегда так.

Выбор цвета производится, когда зубы высушены. В центре внимания здоровые ткани зуба. Вы видите также старую реставрацию и пораженные ткани, которые дают темное окрашивание. Их не нужно учитывать при выборе цвета.

Фото 3. – Изоляция зуба.

Коффердам должен быть чисто и идеально наложен, чтобы не мешал постановке матрицы и клина.

Фото 4. – Удаление старой композитной реставрации .

Это, наверное, самый сложный этап, не только из-за времени, которое нужно потратить. Но и из-за концентрации внимания – не удалить здоровые ткани зуба. В данном случае мы работали абразивными дисками и твердосплавными борами. После удаления реставрации мы сделали скос средней толщины. И отполировали всю поверхность зуба.

Читайте также:  Если у человека пародонтит то

Фото 5. – Врожденный дефект эмали

Подтвердил то, что мы удалили всю старую реставрацию. Вероятно, этот дефект и был причиной предыдущих реставраций.

Фото 6. – Мы использовали универсальный адгезив,

чтобы выполнить одновременно этап бондинга и травления сухим методом.

Фото 7. – Расширенная полимеризация обработанных зубов.

Фото 8. – Обратите внимание, реставрация многослойная (т.е. послойное засвечивание материала), но выполнена одним оттенком.

В этой технике наращивание намного важнее цвета. Нам нет необходимости воссоздавать очень тонкие и точные слои. И мы можем сосредоточится на правильной анатомической форме реставрации.

В данном зубе были воссозданы проксимальные стенки, которые продолжили уже существовавшую структуру эмали. Ту же стратегию мы применим и для зуба 2.1.

Фото 9. – Вестибулярная поверхность строится независимо и с особым тщанием,

чтобы оставить поверхность максимально гладкой и ровной. Сразу же производится быстрая отделка проксимальных стенок, чтобы создать идеальную форму.

Фото 10. – Такой стиль восстановления проксимальных стенок невозможен в технике послойной мультицветовой реставрации.

Но в нашем случае, с одноцветной реставрацией, толщина и конфигурация стенок не имеет значения.

Небная стенка формируется небольшим количеством композита, размещённым на пальце. Обратите внимание, что оператор должен наклонить палец так, чтобы имитировать оральную вогнутость центрального резца. После засвечивания небной стенки (она получилась слишком толстой для классической техники), с помощью секционных матриц формируются проксимальные стенки. Последний шаг – построение вестибулярной стенки тем же цветом.

Фото 11. – Посмотрите, насколько неточные получились реставрации.

Мы с самого начала знали, что этап отделки будет немного дольше, чем обычно.

Фото 12. – Финишная обработка реставрации.

Осуществляется алмазными борами на небольшой скорости. Низкая скорость позволяет лучше контролировать движения, а поверхность получается гладкой. Даже если алмазное зерно слишком грубое. Стоит заметить, что без этого этапа шлифовка и полировка не может быть безупречной.

Фото 13. – Предварительно реставрация полируется коричневым спиральным диском и полировочной пастой.

Фото 14. – Далее полируем вторым спиральным диском.

Фото 15. – Для дополнительного блеска применяем полировочные войлочные диски.

Фото 16. – Результат после удаления коффердама.

Никакой успех или неудача не оценивается на данном этапе. Так как не известно, как реставрация поведет себя в будущем. Что красиво сейчас через неделю может выглядеть ужасно.

Фото 17. – Структура поверхности после полировки.

Фото 18. – Проверка через месяц.

Фото 19. – То же самое, только сфотографированное без диффузоров.

Чтобы оценить блеск реставрации.

Один оттенок композита (Вывод).

Одноцветная реставрация может стать отличным решением во многих ситуациях. Если точно следовать показаниям, эта стратегия может стать отличным вариантом в Вашей работе.

Если пациенту нужен более эстетичный результат, то одноцветную реставрацию можно исправить с помощью гиперхромных масс, или прозрачных масс для режущего края. Применить разные красители. Но часто этого делать не нужно, так как реставрация уже совершенна.

Подбор оттенка будущей реставрации

Жерар Шиш (Gerard J. Chiche)
доктор стоматологических наук (DDS), директор Центра эстетической стоматологии и имплантологии Университета Georgia Regents, член Американского колледжа стоматологов (Огаста, штат Джорджия, США), консультант компании Noritake — Kuraray Сo.

Когда пациент посещает клинику для консультации по вопросам проведения эстетической реставрации зубов, врач в первую очередь заполняет медицинскую карту и проводит стандартную оценку состояния полости рта пациента: определение пародонтологического статуса, окклюзионных взаимоотношений зубов, проведение рентгенологического исследования, получение фотографий и оттисков для изготовления диагностических моделей.

Затем проводится оценка эстетического состояния зубов, которая включает анализ эстетики улыбки с учетом пожеланий пациента. Так сложилось, что достаточно большое влияние в современной стоматологии имеют именно СМИ и реклама, в которых очень часто демонстрируются безупречные белоснежные улыбки. Сегодня все чаще неотъемлемой частью внешнего вида молодого и активного человека считаются ослепительно белые зубы, цвет которых зачастую отсутствует в традиционной шкале оттенков эмали. Учитывая такие современные тенденции, целесообразно выделить две категории пациентов: перфекционисты, которые преследуют культ белоснежной улыбки, и люди, которые ценят естественную красоту зубов. Пациенты первой категории ожидают увидеть идеальный зубной ряд с максимально ровным режущим краем. При этом эмаль должна иметь ослепительно белый цвет и тотальный «мерцающий эффект».

В таких случаях следует обязательно соблюдать правильное положение средней линии зубного ряда, симметрию центральных резцов и клыков наряду с симметричностью десневого края, а также создавать линию улыбки, которая зачастую получается более уплощенной, чем изгиб нижней губы (рис. 1) .

Пациенты второй категории, как правило, предпочитают иметь зубы, которые выглядят натурально: прямые с естественным расположением в зубном ряду, умеренной яркостью и не привлекающие взгляды окружающих.

В гармоничной улыбке средняя линия зубного ряда совпадает со средней линией лица. Таким образом, центральные резцы должны быть максимально симметричными, допускаются только совсем незначительные отклонения (небольшой медиальный наклон одного из центральных резцов, асимметрия дистальных углов обоих центральных резцов).

Основная асимметрия создается между боковыми резцами. Допускается также небольшая асимметрия клыков, поскольку их придесневой край и жевательные бугорки не требуют идеального горизонтального выравнивания.

Глубина промежутков между резцами должна быть природной, что также обеспечивает естественную форму зубного ряда (рис. 2 и 3) .

На указанных фотографиях также очевидна необходимость создания у таких пациентов едва заметной полихромности зуба: эффект гало режущего края, более насыщенный цвет в пришеечной области и нанесение мамелонов. При подборе оттенка следует помнить, что на естественных фронтальных зубах отклонение от основного оттенка наблюдается в основном в области режущего края.

Часто встречается однородное распределение оттенка, в результате чего зуб имеет монохромный вид. Существуют также варианты, когда отклонение от основного оттенка наблюдается в цервикальной либо средней трети зуба. Для того чтобы пациент имел представление о будущем эффекте режущего края, после подбора базового оттенка зуба следует обсудить с ним аспекты оттенка режущего края, используя шкалу оттенков. Как правило, если пациент желает иметь естественный вид зубов, он выбирает эффект режущего края на шкале оттенков. Перфекционисты же предпочитают максимально нивелировать этот эффект.

Существует три типичных варианта исполнения работы для зубного техника-керамиста:

1. Создание легкого монохромного оттенка

Достаточно часто можно встретить пациентов, которые настолько недовольны внешним видом своих темных зубов, что желают получить очень яркие и полностью монохромные реставрации (рис. 4, 5) .

В таком случае процесс выбора оттенка становится достаточно простым. Техник-керамист создаст едва заметный и невыраженный режущий край.

2. Создание монохромного цвета с легким оттенком

Типичные эффекты режущего края полноценного резца:

  • эффект ореола (гало-эффект);
  • прозрачный режущий край;
  • полосы дентина или мамелоны;
  • прозрачность проксимальных краев (рис. 6, 7) .

Перечисленные выше эффекты позволяют имитировать внешний вид молодого зуба, обеспечивая общий эстетический вид реставрации. Поэтому пациенты, которые стремятся получить естественные зубы, выбирают их сочетание на шкале оттенков. Рекомендуется, чтобы в подобной ситуации врач всегда предоставлял одну и ту же модель эффектов, так чтобы все нюансы и пожелания каждого пациента были отмечены и затем легко интерпретированы.

3. Создание полихромного цвета с легким оттенком

В некоторых ситуациях в зубном ряду присутствует несколько оттенков эмали или степеней насыщенности цвета либо же, наоборот, бывают случаи, когда в наличии есть различные керамические системы, но они не соответствуют друг другу идеально. В подобных случаях следует руководствоваться правилом: максимально удовлетворить запросы пациента, касающиеся реставрации, и при этом сделать так, чтобы центральные резцы оставались немного ярче и насыщеннее, чем остальные фронтальные зубы. В случае если яркость и насыщенность центральных резцов будет немного меньше, например, из-за излишней прозрачности, вероятнее всего, пациент не одобрит конечный результат, даже если пропорции, внешний вид и длина коронки зуба будут идеальными.

Таким образом, в ситуациях, когда пациент желает получить естественный вид зубов либо когда планируется применение нескольких цветов разных реставрационных материалов или керамических систем, следует стремиться создать легкий полихроматичный оттенок зуба. В большинстве случаев плавный переход оттенков можно получить тогда, когда центральные резцы имеют наибольшую яркость и насыщенность, а за ними по цветовой шкале следуют латеральные резцы и клыки. По возможности такой эффект должен быть очень мягким. Данный метод позволяет сделать легкий плавный переход от светлого центрального резца до темного клыка, который не подвергался процедуре отбеливания (рис. 8) .

Очень важно при таком переходе сохранить яркость и насыщенность бокового резца в максимальном соответствии с центральным резцом, даже если клык намного темнее и менее насыщен. Также во время реставрации можно воссоздать типичные эффекты режущего края и проксимальной области.

Подбор цвета реставрации

Если зуб не изменен в цвете из-за пигментации дименерализованного дентина или по другим причинам, следует провести подбор цвета.

! Цвет реставрации должен совпадать по тону с препарируемым зубом, соседними зубами и зубами-антагонистами.

При значительном изменении цвета некротизированного дентина подбор цветовых оттенков пломбировочного материала проводят после этапа некротомии, но до этапа наложения коффердама. Подбор цвета проводят дважды:

а) после удаления зубного налета;

б) после наложения адгезивной системы.

Условия подбора цвета:

· дневное освещение (оптимально 11-13 ч);

· пасмурный, но не дождливый день;

· шкала (эталон) расцветки (влажная);

· подбор цвета у окна, выходящего на северную сторону;

· нейтральный окружающий фон (исключить яркую помаду, одежду, цвет стен, салфеток и т.п.); Оптимальный фон – серый (например, фирма «Heraeus Kulzer» выпускает специальные серые пластины «Pensler Shields»).

· не следует фиксировать взгляд на одном цвете боль 1-2 минуты, так как снижается способность воспринимать оттенки;

· цветоощущение восстанавливается при взгляде на зеленые и серо-голубые тона.,

· при полимеризации микрофилы светлеют, а гибриды темнеют;

· каждый зуб можно поделить на три вертикальных и три горизонтальных цветовых сектора и выделить оттенки шейки, средней части коронки (так называемые «тела»), режущего края, мамеллонов и скатов контактных поверхностей;

В сомнительных случаях лучше брать более темный оттенок, т.к. отмечено, что светоотверждаемые пломбировочные материалы несколько светлеют через сутки после пломбирования. Как правило, в комплект материала входят собственные расцветки материала, наиболее полно отражающие ее гамму. Универсальной считается расцветка «Vita Shade», согласно которой зубы имеют 4 варианта цвета:

· красновато-коричневый: А1, А2, А3, А3,5, А4;

· красновато-желтый: В1, В2, В3,В4;

· серый: С1, С2, С3, С4;

· красновато-серый: D2, D3, D4.

В практических целях более удобно расположить шаблоны по «насыщенности» оттенка в следующей последовательности: B1, A1, B2, D2, A2, C1, C2, D4, A3, D3, B3, A3,5, B4, C3, A4, C4.

Важным моментом цветоопределения является определение прозрачности (прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные зубы). В зависимости от соотношения опаковости/прозрачности современные реставрационные материалы выпускаются несколько степеней опаковости:

I. Универсальные (среднее значение опаковости/прозрачности – 55-60%).

II. Двух степеней опаковости: эмаль (Enamel) дентин (Dentin, Opaque).

III. Трех степеней опаковости: эмаль (Enamel) дентин (Dentin, Opaque), режущий край (Incicial).

IV.Четырех степеней опаковости: эмаль (Enamel) дентин (Dentin, Opaque), тело (Body), прозрачный слой (Translucent).

В сомнительных случаях рекомендуется использовать «макет» из материала выбранного оттенка, нанесенного на очищенный от налета, но не протравленный зуб.

7. Проверка окклюзионных контактов (взаимоотношений) – окклюзионная или копировальная бумага.

8. Препарирование тканей зуба.

Препарирование под светоотверждаемый композиционный материал имеет свои особенности. Свойства этих материалов (способность образовывать микромеханическую связь с эмалью и дентином, высокий эстетический эффект и др.) дают возможность говорить не только о пломбировании кариозных полостей, но и реставрации и реконструкции зубов.

ЗНАЙ! Принципы препарирования при работе с композитами светового отверждения значительно отличаются от принципов препарирования по Блеку. Это связано со способностью адгезивных систем композиционных материалов обеспечивать достаточную химическую адгезию к тканям зуба.

Читайте также:  Гели для реставрации зубов

Требования к отпрепарированной полости:

► Отсутствие некротизированного и пигментированного дентина.

► Отсутствие декальценированной эмали, так как она дает эффект «мелового пятна».

► Наличие фальца-скоса на эмали, выполняемого по всему краю полости, ориентировочно под углом в 45 0 (41 0 ). Фальц следует выполнять финишными борами с красной полосой (желтой полосой). При очень слабом давлении и обязательном водном охлаждении. Наиболее удобны для этой цели конусовидные боры (игловидный, конический или пламевидной формы). Фальц на жевательных полостях следует выполнять под меньшим углом для сужения линии фальца.

Наличие скоса (фальца):

► Для вертикального раскрытия призм. Поперечный или ближний к этому срез эмалевых призм. Необходимо для создания микрошероховатости, благодаря чему образуется прочное механическое соединение адгезивных бондов с эмалью, в следствие ретенции.

► Для увеличения площади контакта композита с тканями зуба.

► Для маскировки границы между тканями зуба и пломбировочным материалом.

► Для удаления пелликулы по периметру полости.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

7 советов для прямой реставрации фронтальной группы зубов

    Вход Регистрация
  • Главная →
  • Новости и статьи по стоматологии →
  • Терапия →
  • 7 советов для прямой реставрации фронтальной группы зубов

О чем данная статья? Не каждый стоматолог обладает талантами, присущими настоящим мастерам реставрации. В действительности, это относится к подавляющему большинству моих коллег. Более того, не каждая прямая реставрация передних зубов требует нанесения материала в три слоя, непрозрачности, подбора полутонов. Большинство стоматологов, кто ежедневно выполняет реставрации передних зубов, имеют отлаженную схему работы, позволяющую получить качественный результат за короткий промежуток времени. Чаще всего причина в бюджете, поскольку зарплата зависит от количества пациентов в день, поэтому врач не может тратить все время на точное воспроизведение эстетических характеристик зубов по методике Американской ассоциации косметической стоматологии. «Обычный» врач при обычном темпе работы не может создавать реставрации, которые публикуются в интернете как шедевры эстетической стоматологии. И в этом нет ничего ужасного. Потому что в большинстве случаев такие тонкости не нужны.

Ниже я привел несколько советов, как выполнять прямые реставрации передней группы зубов, чтобы получить предсказуемый результат, не потратив чрезмерных усилий. Мне кажется, что такой способ реставрации позволяет уйти от надоевших рутинных действий. Благодаря реставрации передних зубов можно быстро изменить улыбку пациента, и при этом совершенно не нужно улучшать внешний вид всего зубного ряда. Итак, перейдем к 7 советам для создания качественных прямых реставраций передних зубов.

СОВЕТ 1: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЧИСТКА ПОВЕРХНОСТИ

Почему-то зачастую забывают, что на первом этапе реставрации зуба необходимо провести чистку поверхности. Потому что бактерии на эмали зуба образуют биопленки – очень клейкую среду, прилипающую к зубу, поддерживающую жизнедеятельности патогенов, вызывающих кариес и пародонтит. Чтобы продлить срок службы пломбы, не допустить протечку материала, потемнения краев реставрации, нельзя наносить композит на неочищенную поверхность зуба. Единственный действенный способ – механическое удаление бактериальной биопленки. При использовании пасты для чистки зубов на эмали остаются следы биопленки, что можно проверить, нанеся жидкость для индикации зубного налета. Я рекомендую применять средство на основе порошка, например, порошок тригидроксида алюминия в наконечнике для воздушной полировки, который выпускает средство вместе с водой.

Почему именно тригидроксид алюминия? Во-первых, он качественно удаляет биопленки, при этом частицы недостаточно жесткие, чтобы повреждать поверхность. Во-вторых, он используется в пищевой промышленности, безопасен при употреблении внутрь. Разумеется, я не позволяю пациентам глотать порошок, но если они случайно его проглотят, то это не принесет вреда здоровью. Я использую средство для индикации зубного налета и провожу полировку до тех пор, пока не удалю все следы бактериальных биопленок. Этап не занимает много времени, но процедура довольно грязная. Поэтому пациенту надеваются очки для защиты глаз, а лучше – специальную накидку, чтобы не испачкалась одежда.

Знаю, вы сейчас подумали, что этот этап можно пропустить. «Раньше я никогда не делал чистку перед реставрацией, и результат всегда был отличный». Я думал так же, но когда начал проводить предварительную чистку, то увидел разницу своими глазами. Работать на идеальной чистой поверхности проще, адгезия материала намного выше.

СОВЕТ 2: ИЗОЛЯЦИЯ ПОЛОСТИ ОТ РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ

Сейчас кто-то подумает: «о нет, он будет рассказывать о пользе коффердама». Да, я считаю, что это важно. Причем изолировать передние зубы намного проще, чем боковые. Самое сложное, это изолировать область реставрации от губ пациента. Латексная (или из другого материала) прокладка подходит для защиты от влаги с губ. Также с этой задачей справляются ретракторы щеки, например, OptraGate (Ivoclar Vivadent) или ComfortView Lip Cheek Retractor (Premier Dental Products). Возможно, вам понравится работать именно с ретрактором, потому как он более прост в использовании.

Если вы будете работать с коффердамом, убедитесь, что оставили достаточно рабочей области. Обычно при работе с передними зубами, я наношу коффердам между вторыми премолярами верхнего ряда. С помощью нити проталкиваю края материала, начиная с середины к боковым зубам, затем надеваю ретейнер для премоляров на каждый второй премоляр. Таким образом, рабочая область будет надежно изолирована от губ и щек. Советую устанавливать коффердам до этапа чистки зубов, таким образом, во время чистки жидкость и порошок не попадут на лицо, в рот пациенту, и убрать после чистки будет проще.

СОВЕТ 3: ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ СКОС ЭМАЛИ

Представьте чистые, прекрасно изолированные от попадания жидкостей, зубы, готовые к препарированию. Во время работы уделите особое внимание скосу эмали, чтобы он был равномерным, длинным, с правильным углом. Внимание, постарайтесь сделать скос как можно более длинным. Если возможно, я делаю ширину скоса в два раза больше, чем необходимо для препарирования. При этом я не предлагаю специально чрезмерно углублять скос, разумеется, он не должен достигать дентина.

Почему ширина скоса имеет значение? Дело в том, что это основной фактор сцепления композита с естественной структурой зуба. Я пришел к выводу, что чем больше площадь сцепления, тем менее значимым становится оттенок композитного материала. Благодаря широкому скосу, мне не нужно выбирать идеальный оттенок композита. Смешение оттенков происходит благодаря тому, что естественный цвет зуба лучше проявляется под тонким слоем композита по ходу приближения к краю препарированной области.

Я хотел бы поблагодарить Дэвида Кларка (DDS), который научил меня этому приему во время курсов в Учебном центре Биоклир. Д-р Кларк любил повторять: «Вы видите границу соединения композита? Я – нет, и не знаю, где она».

Поскольку мы соединяем материал с очищенной и обработанной протравливающим средством эмалью, то даже можем нанести композит за пределы препарированной области, и ничего страшного не произойдет. Это придает уверенности в качестве адгезии и позволяет мне не волноваться о том, насколько оттенок материала соответствует оттенку эмали. Следовательно, мне не нужно тратить время на подбор идеального оттенка композита.

СОВЕТ 4: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОДИН ОТТЕНОК «БОДИ»

Это спорный совет. Поскольку если во время реставрации врач делает достаточно широкий скос, то ему не понадобиться даже смешивать несколько оттенков композита для создания естественного эффекта. Нанокомпозиты в оттенке «боди» отличаются правильным балансом прозрачности и непрозрачности для данной техники. Получается, что если нанести нанокомпозит одного оттенка «боди» на очень широкий скос, то вы получите естественный оттенок эмали без необходимости смешивать несколько тонов.

Конечно, этот способ подходит именно для моей техники. Но это очень удобно, потому что в работе вам понадобиться меньше материалов разных оттенков. Благодаря такому эффекту смешивания оттенков, даже если вы немного ошибетесь с цветом, то этого видно не будет.

СОВЕТ 5: ПРИ НАГРЕВЕ КОМПОЗИТ МОЖЕТ ВЫЙТИ ЗА ГРАНИЦЫ ПРЕПАРИРОВАННОЙ ОБЛАСТИ

Это еще один спорный этап. Я применял нагрев композита в течение нескольких лет. Научно доказано, что нагрев композита улучшает физические свойства и ускоряет полимеризацию, но на самом деле, я выполняю этот этап по другой причине. Большинство композитов обладают высокими физическими характеристикам после полимеризации под воздействием светового источника. Я предпочитаю нагревать материал, потому что он приобретает пластичность, и в таком состоянии с ним легче работать.

При нагревании пастообразный композит приобретает пластичность, как у холодного жидкотекучего композита. Это позволяет легче работать с материалом. Вместо того, чтобы нанести композит на поверхность зуба и дальше распределять с помощью аппликатора, нагретый композит можно формировать с помощью техники заливки в форму.

Для этого необходимо использовать матрицу не в качестве разделителя зубов, а для придания формы реставрации. Матрицу (подходят полиэстеровые) с усилием помещают в межзубное пространство, наносят композит. Затем проводят светоотверждение, в результате получается гладкий, правильно сформированный интерпроксимальный контакт.

Цель в том, чтобы подготовить с помощью матрицы форму для заливки. В результате снижается число последующих финишных, полировочных работ, которые непросто проводить на передних зубах. Минус в том, что в результате применения техники заливки в форму, реставрация скорее-всего выйдет за пределы препарированной области. Но реставрация может распространиться только на буккальную, лингвальную и резцовую область, где ее не трудно обработать с помощью бора или диска. Отметим, что пломба выйдет за края на абсолютно чистую эмаль, готовую к качественной адгезии.

СОВЕТ 6: ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА

Если наносить композит традиционным способом, то на финишную обработку не требуется много времени. Однако вы теряете это время в процессе нанесения, тогда как способ заливки в форму значительно более быстрый, необходимо только приноровиться создавать форму для нанесения пластичного композита. Поскольку композит выйдет за границы препарирования, то его нужно обработать. Сначала используйте достаточно крупноабразивный бор, но не снимайте всю пломбу до самой эмали. Потому что нужно оставить слой для обработки алмазным диском.

Для последнего этапа можно применять разные финишные диски. Удобно применять диск с двусторонним покрытием, а лучше диски, предназначенные для движения как вперед, так и назад. При работе с диском, который можно использовать с движением назад, происходит быстрое удаление чрезмерного вытекания композита на вестибулярной и лингвальной поверхности. Мне нравится для этих целей применять самые тонкие алмазные боры, но делать это нужно с большой осторожностью. Даже самые тонкие боры могут случайно выдолбить ненужное отверстие, при работе с диском такого не произойдет.

На первый взгляд, такая техника финишной обработки может показаться слишком трудозатратной. Но это только вопрос привычки. Через некоторое время вы обнаружите, что можете легко проводить инструментами, сохраняя естественные контуры зуба. Этой технике можно и нужно научиться.

СОВЕТ 7: ПОЛИРОВКА

Полировка реставрации не занимает много времени. Самое трудное уже позади – на этапе финишной обработки. Для полировки подойдут самые разные инструменты. Мне нравятся в форме широкой чашечки и в форме колеса. В особенности, хорошо себя проявляют резиновые чашечки под небольшим давлением. Основное совет, касательно полировки – используйте электрические низкоскоростные наконечники – с низкими оборотами (5000-6000) и при обильном потоке воды. Если у вас нет электрического наконечника, то используйте наконечник с воздушным приводом, но работайте максимально медленно. Обратите внимание, чтобы наконечник был мокрым. Следуя этим рекомендациям, вы научитесь проводить полировку быстро.

Я рассказал о технике выполнения прямых реставраций передних зубов, которая проявила себя как эффективная и самая быстрая. Я с предвкушением жду каждого нового пациента, хотя раньше эта работа доставляла мне сложности и выматывала.

Ссылка на основную публикацию