Съемные шины при пародонтитах

Материалы и виды шинирования зубов

С помощью шинирования можно существенно снизить подвижность зубов, восстановить участок пародонта и практически предотвратить ненужную потерю зубов. Шинирование зубов всегда используют при пародонтите, главным симптомом которого является подвижность зубного ряда.

Сущность шинирования

Для укрепления зубов методом шинирования проводят объединение зубов в одну блочную структуру. Соединение производится при помощи шины. От этого и такое название «шинирование».

В основном шинирование применяют для переднего зубного ряда. Данный метод не только сохраняет жевательную функцию, но и довольно эстетический.

Обычно подвижность зубного ряда возникает при атрофии костной ткани. После появления подвижности процесс разрушения зубов начинает идти в несколько раз быстрее. Если не провести шинирование, то зубы будут потеряны.

Под воздействием «силы жевания» уже подвижные зубы начинают сильно наклоняться и менять свое первоначальное положение. В результате в ротовой полости получается своеобразный веер из зубов. Чтобы остановить этот процесс применяют шинирование.

Показания и противопоказания к шинированию

К названной процедуре прибегают в следующих случаях:

  1. Дефекты зубов, сдвиги зубов.
  2. Неправильное расположение зубов.
  3. Восстановление зубов после брекетов.
  4. Поражение мягких тканей и кровоточивости десен.
  5. Обнаженные корни и сильно выраженные десневые карманы.
  6. Наличие зубных отложений, которые очень быстро накапливаются около корня зуба.

Назначить процедуру шинирования может стоматолог после осмотра и рентгена ротовой полости.

Шинирование противопоказано в случаях:

  • Воспаления пародонта.
  • При первичной травме пародонта.
  • Жевательную поверхность зубов еще не исправляли частичным сошлифованием.
  • Отсутствие качественной гигиены ротовой полости.

Съемные шины

При шинировании используют съемные и несъемные шины. Каждый вид имеет индивидуальные показания к установке и свои преимущества.

Съемные шины это специальные пластинки и капы. С их помощью получается соединить некоторое количество зубов даже при условии, что некоторые зубы отсутствуют. В результате получается восстановленный зубной ряд.

Съемный метод всегда применяется после механических повреждений, таких как сильный ушиб и перелом. В этом случае проведенное лечение зафиксирует зубной ряд в правильном положение и исключит любою смену этого положения.

Для изготовления съёмных шин всегда применяют металл или пластик.

Плюсы съемного шинирования:

  • Удаление пульпы не требуется.
  • Не надо шлифовать поверхность зубов.

Системы шинирования

  1. Система Эльбрехта. Она содержит кламмеры, которые устанавливаются на фронтальные зубы. Очень хорошо фиксирует весь зубной ряд. Обычно используется при подвижности первой степени и отсутствие болезней пародонта и периодонта.
  2. Система с цельной каппой. Это система Эльбрехта с некоторой модификацией. С ее помощью возможно фиксировать фронтальные зубы (клыки, резцы). В основе крепления лежат защитные колпачки, которые эффективно защищают зубную дугу от неравномерной, повышенной жевательной нагрузки.
  3. Круговая шина. Имеет две разновидности: первая — обычная, вторая – с когтевыми отростками. Эта система очень эффективна при сильно выраженной подвижности. Круговую шину не следует использовать при отклонении зубов от своей оси.

Несъемные шины

Такое шинирование применяют при повреждении десен, а также при очень большой подвижности зубов. Несъемное шинирование зубов показано в профилактических целях предотвращения пародонта.

Для проведения несъемного шинирования применяют особые несъемные материалы, которые обеспечивают очень надежную сцепку в отличие от ранее описанных шин. Обычно это коронки, бюгель, нити, стекловолокно и протезы.

Протезы довольно прочные и долговечные. Их часто используют, если в одном ряду отсутствует один или несколько элементов.

Коронки тоже относятся к надежным элементам. Для того чтобы поставить эту конструкцию в ротовую полость, сначала необходимо провести крепление здоровых зубов, депульпировать их и провести обточку под заданную необходимую форму.

Протезирование бюгелем используется в случае, когда необходимо провести изоляцию и закрепление имеющегося зубного ряда. Процедуру с названным материалом так же применяют в случаях, когда отсутствующие естественные зубы необходимо заменить на искусственные.

Шинирование нитью

Шинирование нитью назначают пациентам, если сохранены все элементы зубного ряда. Это наиболее щадящий метод. При нем не требуется обточка, депульпирование, мягкие ткани не травмируются.

Несъемное шинирование нитью состоит из нижеперечисленных этапов:

  1. Анестезия.
  2. Выполнение на задней поверхности зубного ряда ровной борозды (глубина 0,5 мм).
  3. В сделанное углубление вставляется специальная нить.
  4. Проводится закрепление нити при помощи гелиокомпозита.

При выполнении шинирования нижнего ряда дополнительно проводят закрепление моляров. Для этой цели борозда высверливается на жевательной поверхности, а названная нить продевается с верхней стороны.

Шинирование зубов стекловолокном

Стекловолоконное шинирование зубов это один из самых эстетичных и надежных методов.

Стекловолокно сохраняет даже сильно расшатанные зубы. С его помощью можно легко убрать зубные промежутки.

Для проведения шинирования стекловолокном не требуется обтачивать зубы и так же удалять из них нерв. Все это дает минимальное травмирование ротовой полости.

Плюсы шинирования

К положительным моментам процедуры относятся следующие:

  • Восстанавливается весь зубной ряд.
  • Полностью устраняется имеющиеся подвижность зубов.
  • Эффективно даже при возрастных патологиях.
  • Исправляет механические повреждения.
  • В случае болезней пародонта шинирование помогает полностью сохранить функциональную способность зубов.
  • Процедура не дает атрофию челюстной кости.
  • После установление шин, жевательная нагрузка в ротовой полости распределяется равномерно.
  • С помощью шин возможно сократить большие промежутки между зубами.
  • Процедура позволяет восстановить утраченные коронки после протезирования.
  • Здоровые зубы при шинировании сохраняются, так как процедура не требует обточки и депульпации.
  • Конструкции шинирования долговечны, надежны и прочны.

Минусы шинирования

Недостатки этой методики:

  • Гигиена ротовой полости немного усложнена (связано это с зубодесневыми карманами).
  • Неквалифицированная работа стоматолога часто вызывает вспышку стоматологических заболеваний.
  • Сделанная глубокая борозда может достать до пульповой камеры, тем самым самопроизвольно спровоцировать возникновение пульпита.
  • Возможно возникновение чувствительности эмали зубов.
  • Если недостаточно провести полировку зубов, то под шиной могут развиться стоматологические заболевания.
  • В случае перегрева или неправильной технологии изготовления шина может переломиться от жевательной нагрузки.

Особые случаи шинирования

Шинирование при переломе

Очень часто пациентами стоматологов является люди с переломами челюсти. Кроме самого перелома у таких пациентов на лицо подвижность зубов. Тогда перед врачом встает задача закрепления костей всей челюсти.

В таких случаях обычно применяется только съемное шинирование. Шины здесь устанавливают до момента полного срастания челюсти.

При переломах шины используют или из металла или из пластика, который очень быстро твердеет. Такие конструкции обычно бывают следующих типов:

  1. Двухчелюстная. Ее устанавливают при двойном переломе и в сложных случаях.
  2. Одночелюстная. Используется если у пациента линейный перелом нижней челюсти.
  3. Шинирование зубов с распорным изгибом. К такому типу шинирования прибегают если необходимо зафиксировать кость в месте перелома и когда отсутствуют несколько зубов.
  4. Шинирование с зацепными крючками. Применяется если у пациента наблюдается перелом со смещением. При этом смещение вернуть в первоначальное положение не представляется возможным.
  5. Гладкая система. Используется в случае простого перелома костей.

Шинирование передних зубов

Верхние зубы подвергаются шинированию, если они подвижны и есть угроза возникновения их веерообразного положения.

Для устранения такого дефекта стоматолог высверливает борозду высотой 1,5-2мм и глубиной около 2 мм. Обычно борозду проделывают на передней поверхности зубов сверху. Затем в эту борозду укладывают ленту из стекловолокна, которую потом закрывают пломбировочным материалом (световой пломбой). Пломбировочный материал убирает зубные промежутки. Количество верхних зубов, которое будет браться в шину, зависит от клинической картины ротовой полости.

Шинирование нижних зубов

Здесь речь пойдет о шинировании фронтальных зубов. Сначала делают горизонтальную борозду глубиной 2 мм, высотой 1,5-2 мм. В эту бороздку укладывают цельную стекловолоконную ленту. Затем борозду с лентой заливают специальным световым композитом. Здесь кроме самих подвижных зубов в шину берутся неподвижные зубы. Чаще всего это клыки, которые берут на себя часть основного давления.

Стоимость шинирования

Цены на шинирования различны. Сумма зависит от материала, от способа лечения, от сложности и особенностей заболевания.

В стоимость шинирования заложена цена рентгена, так как без него невозможно правильно провести диагностику и дальнейшее лечение. Ориентировочно цены на шинирование равняются следующим числам:

  1. Шинирование коронками – 4 000 рублей.
  2. Бюгельное протезирование – 24 000 рублей.
  3. Шинирование трех зубов с боковой стороны – 5 000 рублей.
  4. Стекловолоконное шинирование зубов – 7 000 рублей.

Отзывы

Расшатались зубы после пародонтоза. Думала, что скоро превращусь в беззубую бабку. Плакала ночами. Но стоматолог вселил в меня надежду и сказал, что будут делать шинирование. Благодаря современным материалам (мне делали со стекловолокном), все вышло совсем не так. Дискомфорта я не испытываю, зубы мои не шатаются, в зеркале я вижу только красивую улыбку.

С детства имел неровные зубы, которые просто уродовали мое лицо. Много лет носил брекеты. Постепенно зубы приняли более-менее божеский вид. Не так давно стоматолог сказал мне, что для большего эффекта необходимо провести шинирование зубов. Я конечно дал свое согласие. Вы знаете, впервые я доволен своим ртом.

У меня зашатались несколько передних зубов и почему-то один быстро выпал. Я пошла к врачу, он сделал мне шинирование. Вместо потерянного зуба установил искусственный. На вид его не отличишь от натурального. Прошло несколько лет, а какой точно зуб у меня искусственный, я уже не помню. Здорово!

Моя сестра делала себе шинирование зубов. Несколько раз ходила к врачу. У нее был какой-то особый случай. Мучилась она. Но сейчас все нормально. Помню, что мы дорого с родителями за это лечение заплатили: больше двадцати тысяч рублей. Было давно, сестра уже не вспоминает об этом. А я почему-то помню. Лечение просто было дорогим!

Используемые источники:

  • Осложнения при зубном протезировании и их профилактика / М.Г. Бушан, Х.А. Каламкаров. — М.: Штиинца
  • И. Ю. Лебеденко, Ортопедическая стоматология,2012
  • American Dental Association. «Specialty Definitions: Definitions of Recognized Dental Specialties»

Процедура шинирования зубов при пародонтите

При серьезном поражении зубов пародонтитом возможно расшатывание и полная потеря зубов. Для предотвращения выпадения применяется метод шинирования – закрепление шатающихся зубов при помощи специальных шин.

Шинирование подвижных зубов при пародонтите

Зачем назначается шинирование

Шинирование назначается при генерализованном пародонтите, травмах десен, а также в следующих случаях:

  • сильное нарушение ряда зубов, которое обязательно сопровождается изменением местоположения последних;
  • нестандартный прикус или расположение зубов;
  • большое количество зубного налета и отложений, которые накапливаются в районе корня;
  • болезни ткани десен, которые сопровождаются кровотечением последних;
  • обнаженные больше, чем на две трети корни зубов и глубокие десневые карманы.

Только с помощью зубных шин можно укрепить зубной ряд и избавиться от проблем. Вне зависимости от того, из какого вещества произведена шина и какие функции она выполняет, шинирование при пародонтите должно избавлять пациента от аномальной подвижности зубов в любые стороны.

Шинирование зубов перед хирургическим лечением пародонтита

Шины они не должны причинять дискомфорт в процессе разговора или приема пищи, не препятствуют чистке зубов и проведению других манипуляций гигиенического характера в полости рта, имеют эстетичный внешний вид. Шины не должны представлять угрозу для здоровья прилегающих к ним тканей зубов и десен. Они прочно фиксируются на зубах, не слетают при нагрузке и не расшатываются.

Преимущества и недостатки шинирования

При шинировании зубов при пародонтите вы получаете определенные преимущества:

  1. В значительной мере снижается приобретенная или врожденная подвижность зубов, в том числе и та, что возникла в результате развития у пациента пародонтита. Вовремя и правильным способом установленные шины способны предотвратить преждевременную потерю зубов.
  2. Правильно распределяется жевательная нагрузка на зубы. Если до установки шин вся нагрузка при жевании приходилась на определенную сторону ротовой полости, то после операции возможно создание равномерной нагрузки на все зубы, в том числе и на не поврежденные в результате заболеваний типа пародонтита.
  3. Сама по себе процедура монтажа шин на зубах полностью безопасна для пациента вне зависимости от вида шин.

Единственным серьезным недостатком шины, кроме довольно высокой стоимости процедуры, является то, что для проведения операции необходимо обтачивать эмаль еще здоровых зубов.

Есть и противопоказания к установке шин. Среди них большое количество дефектов зубного ряда пациента, заболевания ротовой полости и десен, которые быстро прогрессируют, слишком большое количество подвижных зубов.

Шинирование разных типов зубов

В зависимости от того, где располагаются шатающиеся зубы, процесс шинирования может происходить по-разному:

  1. Нижние зубы. Сначала делается местное обезболивание, после чего на внутренней части зубов, которые следует укрепить, проделывается небольшого размера углубление. В это углубление монтируется стекловолоконная лента, которая сверху заливается композитным веществом. По краям лента крепится на зубы, которые еще не расшатаны (чаще всего клыки). Нагрузка при поглощении пищи осуществляется в равной степени как на больные, так и на здоровые зубы, поэтому у пациента не возникает дискомфорта.
  2. Верхние зубы. На них шины могут устанавливаться не только при неплотном прилегании к десне, но и при расхождении в стороны. Сам процесс шинирования осуществляется таким же образом, как и для нижних зубов.
  3. Боковые зубы. Борозда под стекловолоконную ленту высверливается не по внутренней поверхности зубов, а по их жевательной части. Это гарантирует повышенный уровень фиксации зубов и позволяет сцепить их в одно целое. Лента распределяет нагрузку между зубами при жевании.

Шинирование зубов — крепление конструкции с внутренней стороны зуба

При пародонтозе шинирование не только не дает зубам расшатываться и покидать свое место, но и обеспечивает их сцепку между собой, создавая сплошной ряд. Это очень важно на тех стадиях, когда кость в пространстве между зубов атрофировалась уже больше, чем наполовину.

Читайте также:  Накладки на зубы (накладные зубные протезы) без обточки: фото

Виды и особенности шин

Гигиеничность, биологическая совместимость с тканями полости рта, безопасность для здоровья пациента – свойства, которыми обладают все виды шин. Материалы шин, которые используются для лечения: стекловолокно, полиэтилен и шелк. В первую очередь шины подразделяются на съемные и несъемные. Съемные стоит применять только на начальных стадиях заболевания, когда зубы только начинают расшатываться, а пародонтоз еще не перерос в хроническую стадию.

Съемные шины стоят дешевле несъемных, но и польза от них гораздо меньше, поэтому в последнее время они используются достаточно редко.

Несъемный вариант характеризуется следующими достоинствами:

  • более надежно фиксирует расшатанные зубы, обеспечивает их правильное расположение, предотвращая скученность;
  • не снимаются пациентом самопроизвольно, не могут случайно отделиться от зубов в процессе питания или выполнения гигиенических процедур;
  • не соприкасаются с тканями десен, поэтому и не травмируют их;
  • легко очищаются;
  • в минимальной степени увеличивают размер ряда зубов, что особенно важно для детей и подростков.

Несъемные конструкции могут быть краткосрочными, долгосрочными и постоянными. Краткосрочные делятся на два типа:

  1. Шины, которые изготавливаются из композитного материала и крепятся на зубную эмаль. Это самый простой тип конструкций, крепятся они максимально быстро, а при использовании такого метода поверхность зубов протравливается, и зубы соединяются между собой при помощи композитов. Минус такого варианта состоит в том, что достаточно надежной и долгосрочной фиксации нет, поэтому такие конструкции усиливаются дополнительными материалами.
  2. Конструкции из композитов и проволоки. Они более надежные, чем предыдущий вариант, и обеспечивают лучший уровень фиксации зубов. Чаще всего такой вариант применяется для фиксации расшатанных нижних резцов.

Конструкции для долгосрочного и постоянного ношения бывают нескольких типов:

  1. С армированием волокно. Одна из последних разработок в области стоматологии, используется не так давно, поэтому такие виды зубных шин применяются только как долгосрочные, но не как постоянные.
  2. Из ортодонтической проволоки. Применяются при нестабильном результате ортодонтического лечения. Специальная проволока крепится к поверхности зубов при помощи композитного материала. Минусом такого варианта является недостаточная прочность проволоки, а к преимуществам можно отнести высокий уровень гибкости.
  3. Литые зубные шины – один из самых надежных и долгосрочных вариантов, при установке которого не нужно удалять большое количество твердой ткани. Минус варианта – он несколько увеличивает объем зуба и делает чуть сложнее проведение гигиенических процедур. В остальном же такие долговременные конструкции пользуются наибольшей популярностью и обеспечивают самое эффективное лечение.
  4. Шины из полых коронок. Они используются при условии большого количества дефектов зубного ряда, наличия коронок и реставраций зубов. Такой протез может привести к увеличению подвижности зубов опорного ряда, а его установка занимает большое количество времени и требует большого количества денег. Установка такой конструкции требует от пациента поддержания очень хорошей гигиены ротовой полости, иначе зубы под протезом могут прийти в негодность, что приведет к необходимости демонтажа шины.
  5. Конструкции с внутрикоронковыми фиксаторами, которые применяются с целью шинирования зубов, находящихся в непосредственном контакте. Для реставрации используются композитные материалы или амальгама, стальная проволока и дополнительные устройства. Такие конструкции применяются для фиксации зубов с коронками, они достаточно сложны в обработке и очистке. В последнее время этот вариант используют довольно редко, так как появились более современные методы протезирования.
  6. Бюгельные протезы. Они не только фиксируют расшатанные зубы, но и восстанавливают те, которые уже давно потеряны.
  7. Вантовое шинирование. В этом методе вместо привычной стекловолоконной ленты применяется арамидная нить, которая обладает высоким уровнем прочности. Волокна нити монтируются горизонтальным образом в предварительно пропиленную борозду, а сама нить имеет ряд важных преимуществ.

Вантовое шинирование зубов

Последний вариант дает ряд существенных преимуществ:

  • с его помощью можно не только сохранить и закрепить даже сильно расшатанные зубы, но и закрыть промежутки между ними;
  • не повреждается кость челюсти и ткани десен;
  • зубы не нужно обтачивать, что позволяет лучше их сохранить;
  • не нужно удалять пульпу;
  • арамидная нить не мешает чистить зубы, а стоматолог может легко производить любые лечебные процедуры впоследствии;
  • при помощи вантового шинирования можно восстановить потерянные зубы, а результат такой процедуры сохраняется на многие годы.

Каждый из типов шинирования зубов при пародонтозе имеет свои преимущества и недостатки, а определять характер лечения должен исключительно опытный стоматолог. Назначение типа шинирования происходит после ряда диагностических процедур, консультаций с врачом.

Шинирование зубов при пародонтите и пародонтозе

Какими способами можно удержать во рту расшатавшиеся зубы

Если шатается молочный зуб у ребенка – это хороший признак: скоро он выпадет и на его месте вырастет постоянный. Но когда постоянный начинает шататься без видимых на то причин – это уже симптом тяжелого заболевания, к лечению которого нужно приступать незамедлительно. Одним из этапов такого лечения является шинирование – укрепление зубного ряда с целью его сохранения и правильного распределения жевательной нагрузки. Чаще всего шинирование проводят при пародонтите и пародонтозе, реже выполняют процедуру по завершении ортодонтического лечения, но обо всем расскажем по порядку.

Почему шатаются зубы

Причин, по которым зубной ряд вдруг обрел подвижность, на самом деле несколько. Чаще всего это либо пародонтит (воспаление пародонта – ткани, окружающей корень и удерживающей его в лунке кости), либо пародонтоз – деструктивный процесс, вызванный серьезными нарушениями функций организма. И в том, и в другом случае шатающиеся зубы – симптом, говорящий о тяжелой стадии болезни.

Лечение таких серьезных заболеваний длится несколько месяцев, и самое важное на этом непростом пути – сохранить зубы от выпадения, зафиксировать их в устойчивом положении для благополучного проведения терапии, а также облегчить пациенту процесс пережевывания пищи. С этой целью накладывают специальные фиксирующие шины.

На заметку! Зубы могли начать расшатываться и сдвигаться из-за того, что отсутствуют их соседи. Например, человек удалил разрушенные единицы, а об их своевременном протезировании не позаботился. По этой причине и произошла деформация. Тогда врачи тоже советуют провести процедуру шинирования, но уже с последующим восстановлением утраченных единиц.

Показания к шинированию

  • пародонтоз: дело в том, что на тяжелых стадиях этого заболевания вследствие длительного воспаления происходит рецессия десны, оголяются корни, увеличиваются межзубные промежутки в прикорневой области, поэтому зубы начинают шататься,
  • наличие глубоких десневых карманов: такая ситуация часто возникает при пародонтите,
  • травмы челюсти, в результате чего зубы могут стать подвижны,
  • ортодонтическое лечение: используются шины именно на завершающем этапе и как правило, после коррекции прикуса брекетами. Эта мера необходима для того, чтобы зубы не вернулись в исходное положение.

Способы шинирования

Методов несъемного шинирования несколько, и врач выбирает тот или иной в зависимости от разных факторов – от состояния полости рта, диагноза и стадии развития заболевания, отсутствия тех или иных зубов, степени подвижности ряда и прочих. Шинирование бывает временным и постоянным, а также съемным и несъемным. Временные шины врач устанавливает на короткий промежуток времени, например, если имеют место травмы челюстно-лицевого аппарата. Постоянные фиксируются, когда заболевание сложное и требует длительной терапии.

«Некоторые пациенты с пародонтитом или пародонтозом думают, что ношение шин не обязательно и отказываются их устанавливать. Но такое суждение ошибочно. На самом деле шинирующие материалы помогают продлить жизнь и стойкость зуба. Единственное, что при запущенных стадиях заболеваний такую меру лучше рассматривать как временную, а без нее зубы еще быстрее разрушатся и выпадут», – считает пародонтолог Михайлов В.Ф.

В качестве несъемных шин специалист фиксирует с внутренней стороны зубного ряда тонкие нити из армидного волокна или стекловолокна. В качестве съемных используются протезные конструкции – их имеет смыл применять только тогда, когда во рту у пациента уже есть «пробелы» или дефекты, попросту отсутствуют некоторые зубы. Но давайте рассмотрим каждый вариант по отдельности.

1. Стекловолоконная шина

Шинирование стекловолокном – самый распространенный способ укрепления зубного ряда. Проводится несколькими способами:

  • врач высверливает на внутренней поверхности коронок канавку, в которую закладывается стекловолоконная нить. Сверху доктор закрепляет ее композитом. Способ применяется, когда предполагается длительный этап лечения и ношения шины, т.к. считается самым надежным,
  • шина накладывается на зубные ряды поверхностно, с внутренней стороны языка: такой метод целесообразен, когда мера носит временный характер. Например, после ортодонтического лечения или при наличии травм челюсти.

Чаще всего первый метод шинирования зубов эффективен при пародонтозе и пародонтите на самых ранних стадиях. При запущенной форме заболеваний, увы, он не оправдает ожиданий, т.к. расшатанные зубы попросту могут выпасть изо рта вместе с шинирующей нитью.

«С большим трудом уговорила маму на шинирование. Пародонтит у нее хронический, развился после беременности и время от времени давал о себе знать. Она очень боялась этой процедуры, думала, что будет больно или что потом во рту будет мешаться эта шина, есть не сможет. Но слава богу, все прошло удачно. Врач попался внимательный, все объяснил, процедуру выполнил аккуратно, в щадящем режиме. Но нас сразу предупредили, что эта мера лишь отсрочит принятие решения о том, чтобы удалять все зубы в дальнейшем, т.к. ситуация была достаточно плачевная. На имплантацию, думаю, мама бы решилась сразу, но проблема в том, что денег нет. А съемные протезы носить не хочется. Вот и взяли отсрочку, пока будем носить шину, а дальше видно будет».

3. Вантовая шина

Вантовое шинирование напоминает предыдущий вариант, только вместо стекловолокна в бороздку укладывается современный композитный материал – арамидная нить. Арамид – прочный полимер, главный плюс которого в том, что он не вступает в химические реакции ни с пищей, ни со слюной, а значит, исключен такой дискомфорт, как привкус во рту. Вантовое шинирование позволяет плотно зафиксировать зубы, избавиться от щелей между коронками и равномерно распределить жевательную нагрузку.

Недостатки у метода тоже соответствуют первому: если воспалительный процесс зашел слишком далеко, то эффект от вантового метода не оправдает ожиданий пациента.

Интересно! Материалы для шин легкие и прочные, не затрудняют гигиенического ухода, не мешают пережевыванию пищи и близки по цветовым характеристикам к естественным коронкам.

3. Бюгельные протезы

К третьему относится метод съемного шинирования с помощью бюгельных протезов. Что из себя представляют бюгельные конструкции? Они имеют в составе дугу из металла, а также специальные крючки, которые обхватывают каждый зуб. Кроме того, в них присутствуют и искусственные коронки, которые успешно заменяют утраченные зубы пациента и скрывают внешний дефект, делают улыбку более привлекательной.

Плюсы бюгельных протезов:

  • равномерное перераспределение жевательной нагрузки между больными и здоровыми зубами,
  • не требуют обточки коронок,
  • долговечные и износостойкие.

Но есть у них и недостатки: в процессе привыкания некоторые пациенты жалуются на натирание слизистой и дискомфорт. Также на передних единицах не очень эстетично будут выглядеть металлические крючки, которые являются элементами системы. Не подойдут бюгели и тогда, когда отсутствуют самые крайние в ряду зубы.

Важно! Несмотря на то, что бюгели можно эксплуатировать до 7 лет подряд, врачи все же советуют рассматривать конструкции как временную меру, т.к. под ними неминуемо атрофируется костная ткань. При запущенных случаях лучше удалить разрушенные зубы и заменить их на импланты, установленные по технологии базальной имплантации. А получить без труда новый несъемный протез и возможность жевать любимые блюда можно уже спустя пару дней после вживления имплантатов.

Преимущества и недостатки методик шинирования

Наложение шин уменьшает подвижность расшатавшихся единиц, что дает организму возможность быстрее восстановиться после болезни и провести необходимую терапию. Кроме того, эффективность шинирования зубов при пародонтите и пародонтозе заключается еще и в том, что нагрузка на все зубы распределяется нужным образом: на здоровые коронки увеличивается, а на подвижные уменьшается. Это позволяет исключить травмирование десен и дать им правильно восстановиться.

Но, естественно, есть и недостатки. Самый главный в том, что шины неэффективны при запущенных стадиях заболеваний и попросту могут выпасть вместе с расшатавшимися, подвижными зубами. Кроме того, если пациент, который носит шины, пренебрегает гигиеническим уходом за полостью рта, то не исключено, что в скором времени у него появятся дополнительные стоматологические проблемы: кариес, пульпит. Также шина может доставлять дискомфортные ощущения, если ее установка была проведена непрофессиональным врачом.

Перечисленные минусы – не повод отказываться от шинирования. Просто нужно выбирать хорошего и опытного специалиста, который все манипуляции выполнит правильно. Также и сами будьте ответственны, приобретите ершик и ирригатор, чтобы качественно очищать полость рта. Тогда шины помогут сохранить ваши зубы настолько долго, насколько это возможно и соответствует клинической ситуации.

Стоимость процедуры

Цена шинирования зависит от нескольких факторов. Во-первых, от состояния полости рта пациента. Перед установкой иммобилизующих конструкций могут потребоваться различные подготовительные процедуры. Например, профессиональная чистка или лечение инфекции.

Во-вторых, стоимость лечения будет зависеть от того, какой вид шинирования подходит для данной клинической картины.

В-третьих, цена процедуры складывается из того, на какое количество коронок будет наложена шина. Например, стоимость шинирования стекловолокном варьируется от 1700 до 3000 рублей за зуб, а наложение арамидной нити чуть дороже – от 2000 рублей и выше. Бюгельные протезы обойдутся в сумму, равную не менее 25 000 рублей.

Читайте также:  Пародонтит. Заболевания пародонта у собак

Постоянное и временное шинирование

Шинирование – соединение отдельных зубов в единый блок для ограничения их подвижности и перераспределения функциональной нагрузки.

При проведении шинирования необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благоприятно действует на пародонт, зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном с ней направлении, причем амплитуда колебаний шины намного меньше таковой у отдельных зубов;
  2. разгрузка пародонта за счет нормализации распределения жевательного давления. Этот эффект возрастает при увеличении количества шинируемых зубов;
  3. нагрузка в шинируемом блоке прежде всего воспринимается наименее подвижными зубами, тем самым разгружая зубы с наибольшим поражением его опорного аппарата;
  4. шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразности и взаимного пересечения векторов подвижности включенных в шину зубов;
  5. при линейном расположении шин в боковых отделах, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза для уменьшения вредных трансверзальных воздействий.

Рис. 1. Распределение жевательного давления при откусывании пищи: а — давление распределяется на две пары передних зубов; б — после шинирования давление распределяется на всю группу зубов, включенных в шину

Первые же признаки патологической подвижности зубов являются показанием к их шинированию. Шинирование может быть временным и постоянным, а конструкции – съемными и несъемными. Кроме того, выделяют шины для передних и для боковых зубов.

Требования, предъявляемые к шинам:

  1. создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;
  2. быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;
  3. не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;
  4. не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;
  5. не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;
  6. не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт;
  7. не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;
  8. не нарушать речи больного;
  9. не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного;
  10. создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей коронок зубов.

В зависимости от того, в каком направлении иммобилизируются зубы при шинировании, выделяют следующие типы стабилизации.

Основные виды иммобилизации зубов.

Направление патологической подвижности любого зуба всегда определенно и зависит от расположения его в зубной дуге. Для одних зубов (моляры и премоляры) линии их подвижности лежат почти в параллельных плоскостях, для других (резцы и клыки) – в плоскостях, расположенных под углом друг к другу. Наилучший результат при шинировании достигается, если шина объединяет зубы, линии подвижности которых лежат в пересекающихся плоскостях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация зубов называется передней (фронтальной).

Рис. 2. Зубная дуга верхней и нижней челюстей. Стрелки указывают направление патологической подвижности зубов в щечно-губном (небном) направлении

Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в передне-заднем направлении, называется боковой (сагиттальной). Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, также имеющих одинаковую функцию.

Боковая иммобилизация позволяет создать блок зубов, устойчивый к усилиям, развивающимся в вертикальном, поперечном и передне-заднем направлениях. При непрерывности зубной дуги боковую иммобилизацию можно усилить, включив в шину передние зубы. Шина в этом случае принимает дугообразную форму, отчего ее устойчивость к боковым воздействиям намного увеличивается. Однако с повышением устойчивости возрастают трудности при наложении несъемных шин. Только при строгой параллельности зубов аппарат может быть монолитным, хотя и собранным из различных по конструкции шин. В таком случае применяют шины, состоящие из двух и более звеньев, соединенных между собой кламмерами. Последние располагаются на границе передней и боковой групп зубов.

Многозвеньевые шины по своим фиксирующим свойствам уступают сплошным (монолитным) шинирующим аппаратам. Кламмерное соединение, делая шину более устойчивой к боковым усилиям, возникающим при жевании, в то же время не препятствует отдельному звену шины совершать самостоятельные вертикальные экскурсии. Это не исключается даже в том случае, когда сочленение звеньев осуществляется при помощи опорно-удерживающих кламмеров. Лучше в подобных условиях применять круговые съемные шины.

Рис. 3. Виды стабилизации. 1: а — сагиттальная (боковая), б — передняя; 2 — перед небоковая стабилизация из двух шин, в — соединительная коронка; 3 — круговая стабилизация из трех шин; 4 — поперечная; 5 — круговая стабилизация единой шиной

В зубной дуге с включенными дефектами в боковых отделах ее сагиттальная стабилизация может быть усилена поперечной, т. е. идущей перпендикулярно небному шву. Обычно подобная стабилизация достигается дуговым протезом. При подобной системе шинирования боковая нагрузка, возникающая на одной стороне, частично распространяется и на противоположную, чем достигается разгрузка рабочей стороны. При вертикальном усилии рабочая сторона действует самостоятельно, не получая поддержки от симметрично расположенного блока зубов.

Кроме описанных, применяется еще один метод шинирования, получивший название кругового. Он заключается в том, что все зубы объединяются в блок непрерывной или многозвеньевой шиной. Монолитная несъемная шина, как отмечалось, наряду с преимуществами имеет и недостатки, что ограничивает ее использование. При отсутствии параллельности зубов шину наложить трудно. При осложнении заболевания пародонта и удалении в связи с этим зубов удобнее заменить одно звено, чем снять и вновь изготовить монолитную круговую шину. По этой причине предпочтение следует отдать единой для всего зубного ряда съемной шине.


Временное шинирование

Временные шины применяются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев.

Временное шинирование чаще всего осуществляется на период активного проведения консервативных и хирургических манипуляций и содействует закреплению лечебного эффекта. Необходимость такого раннего шинирования диктуется тем, что после консервативных и хирургических воздействий в тканях пародонта возникает воспалительный отек, увеличивающий уже существующую патологическую подвижность зубов. Шины позволяют ослабить негативное влияние этого явления на репаративные процессы в пародонте.

Временное шинирование показано также, если после консервативной терапии пародонтита трудно сразу составить прогноз для отдельных групп зубов с выраженной подвижностью.

Этот вид шинирования показан также после удаления зубов на время заживления лунки зуба. Наложение постоянной шины-протеза должно производиться только после восстановления костной ткани и эпителизации раны (не раньше, чем через 2,5-3 месяца).

Временные шины могут также применяться как ретенционные аппараты, позволяющие удерживать зубы в новом положении после их перемещения ортодонтическими аппаратами.

Неотъемлемой частью санации полости рта пациентов с заболеваниями пародонта следует считать непосредственное протезирование. Иммедиат-протезы разгружают оставшиеся зубы от чрезмерной нагрузки. Шинирующие элементы таких протезов обеспечивают достаточную иммобилизацию подвижных зубов и повышают эффективность терапевтического лечения. Иммедиат-протезы способствуют заживлению раны после удаления зубов, обеспечивая формирования альвеолярного отростка округлой формы, благоприятной для последующего отдаленного протезирования. Восстанавливая непрерывность зубных рядов, они предотвращают смещение и наклон соседних с дефектом зубов.

В качестве непосредственных протезов могут быть использованы несъемные и съемные конструкции. Из несъемных наибольшее распространение получили мостовидные протезы из пластмасс (акриловых и композиционных). Последним при заболеваниях пародонта следует отдавать предпочтение. Их изготовление возможно как прямым методом – непосредственно в полости рта (Prevision – Heraeus Kulcer, Protemp 3M ESPE), так и непрямым с изготовлением в лаборатории. И в том, и в другом случае препарирование опорных зубов проводится до удаления подвижных зубов. Число опорных зубов должно согласовываться с учетом их резервных сил. Данный вид непосредственного протеза можно применять в том случае, если впоследствии планируется изготовление несъемного шинирующего протеза с включением в него в качестве опорных зубов ранее использованных в непосредственном протезе.

В случае изготовления съемных иммедиат-протезов в их конструкции необходимо включать шинирующие элементы. Срок пользования непосредственным протезом составляет до 4 месяцев, после чего необходимо провести его замену на постоянную съемную или несъемную шинирующую конструкцию.

В качестве временных шин можно использовать лигатурное связывание зубов.

Наиболее удобным для временного шинирования являются круговые (вестибулооральные) шины из быстротвердею-щих пластмасс. Они покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонистов и не оттесняют десневой край.

Рис. 4. Лигатурное связывание зубов с целью их временного шинирования (Шугар Л. и соавт., 1980): а — проволочная петля на зубах; б — межзубная фиксация петли; в — проволочная фиксация

В последнее десятилетие временные шины стали устанавливаться на оральной поверхности зубов. Затем под них в зубах начали препарировать бороздку, чтобы шина не создавала помех языку, и постепенно эти приспособления из временных перешли в разряд постоянных.

Постоянное шинирование

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время. Пациент такими шинами пользуется постоянно. Они могут быть несъемными и съемными.

С точки зрения лечебных свойств, несъемные шины гораздо предпочтительнее съемных, так как обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, образуя из них блок, способный противостоять как единое целое горизонтальным и вертикальным силам, развивающимся при жевании. Они лишь незначительно нарушают речь, и пациенты быстро привыкают к ним.

К показаниям к применению несъемных шин и шин-протезов являются начальные стадии заболеваний пародонта при незначительной атрофии костной ткани и дефекты зубных рядов малой (1-3 зуба) протяженности, когда имеется возможность включения в шину достаточного числа зубов. При подвижности зубов 1-2 степени и атрофии альвеолярного отростка до 1/3 длины корня, мы разделяем точку зрения Е.Н.Жулева (2000), что целесообразно применять несъемные шины, но с предварительным депульпированием зубов во избежание ретроградного пульпита и обострений периодонтита.

К недостаткам несъемных шин относится необходимость сошлифовывания зубов, что связано иногда с очень сложными манипуляциями (депульпированием зубов). Кроме того, как бы точно ни была изготовлена шина, всегда образуются ретенционные пункты, где задерживается пища и зубной налет, возможно развитие кариеса и обострение воспаления пародонта.

В последние годы при шинировании зубных рядов в качестве метода выбора стали применять шины, состоящие из арматуры и композиционного материала, не требующие значительного препарирования опорных зубов.

Такие несъемные шины должны отвечать ряду клинических требований:

  • точность и надежность воспроизведения рельефа поверхности зубов, особенно в контактных участках;
  • хорошее прилегание к поверхности зуба;
  • хорошая фиксация на поверхности шинируемых зубов;
  • жесткость конструкции, позволяющая перераспределять функциональные нагрузки.

По химическому составу материалы для армирования шин можно разделить на две группы:

  1. На основе органической матрицы – полиэтилена. К этой группе относят «Ribbond» (Ribbond) и «Connect» (Kerr).
  2. На основе неорганической матрицы – стекловолокна. Примерами материалов этой группы являются «Glas-Span» (GlasSpan) и «FiberSplint» (Polidenta).

Показаниями к применению армированных композитных шин являются:

  • шинирование подвижных зубов при травматической окклюзии;
  • ретенция зубов с целью закрепления результатов ортодонтического лечения;
  • непосредственное протезирование в случае удаления одного из передних зубов с использованием его коронковой части;
  • иммобилизация зуба при травматическом вывихе и подвывихе последнего.

Шины из этих материалов могут быть изготовлены в кабинете врача-стоматолога (прямой метод), а также его помощником на гипсовой модели или зубным техником в лаборатории (непрямой метод).

Рис. 5. Схема шины из композиционного материала и стекловолокна

Данный тип шины вряд ли можно отнести к постоянным, скорее их следует рассматривать как полупостоянную конструкцию, накладываемую на срок до 1-2 лет, кроме того, эти шины, особенно те из них, которые изготовлены без создания паза на оральной поверхности зубов, являются дополнительным фактором ретенции для зубной бляшки, в результате чего ухудшается гигиена и усугубляется течение пародонтита. По нашему убеждению, возможно их применение при легкой и средней степени пародонтита с условием замещения дефектов в боковых отделах зубного ряда, тщательным полированием шин, их своевременной коррекцией и регулярным удалением зубных отложений.

Из других несъемных шинирующих конструкций можно отметить кольцевые, полукольцевые, вкладочные, коронковые, колпачковые и полукоронковые шины, а также шины, укрепляемые на внутриканальных штифтах.

В настоящее время врачи и пациенты значительное внимание уделяют эстетическим аспектам протезирования и в связи с этим количество комбинированных, особенно металлокерамических и цельнокерамических протезов возрастает.

При планировании ортопедического лечения таких пациентов следует предусмотреть увеличение количества опорных зубов и исключить применение консольных металлокерамических протезов.

Обязательно использование временных коронок для защиты твердых тканей зуба и десневого края от различных раздражителей.

При моделировании металлокерамического протеза лучше не создавать металлическую гирлянду на оральной поверхности опорных коронок, чтобы предотвратить отложение зубного налета, не рекомендуется расширять промежуточную часть (тело) мостовидного протеза, а лучше сузить по сравнению с общепринятыми нормами.

Протезы рекомендуется укреплять временным, желательно безэвгенольным цементом на срок до 3 месяцев и в случае осложнения (травматический пульпит, периодонтит) опорные зубы можно депульпировать.
Следует иметь в виду, что наличие несъемных шинирующих конструкций затрудняет проведение гигиены полости рта, делает невозможной очистку контактных поверхностей зубов флоссами. В таких случаях пациент обязательно должен пользоваться специальными ершиками для очистки межзубных промежутков, а также регулярно обращаться к врачу-стоматологу или гигиенисту с целью проведения профессиональной чистки зубов.

При значительной резорбции альвеолярного отростка в дополнение к вышеперечисленным шинам можно применить эндодонто-эндооссальную имплантацию – штифты из сплава титана, которые, проходя через корневой канал, выводятся в костную ткань, тем самым улучшая биомеханические параметры подвижного зуба.

Читайте также:  Как пользоваться ирригатором при пародонтите

Рис. 6. Схема эндодонто-эндооссального имплантата: а — соотношение коронки и корня 1:2 (норма); б — соотношение коронки и корня 2:1 (при резорбции костной ткани альвеолы); в — соотношение коронки и корня 1:1 (после эндодонто-эндооссальной имплантации)

Съемные шины могут применяться как для шинирования какой-либо одной группы зубов, так и для всего зубного ряда. При ортопедическом лечении заболеваний пародонта съемными шинами целесообразно выделять две группы больных: с целостными зубными рядами и с частичной потерей зубов. Наиболее часто съемные шины при целостных зубных рядах применяются, когда пациент отказывается от препарирования зубов для изготовления несъемных шин, невозможно изготовление несъемной шины из-за соматической патологии (тяжелые формы гипертонии, постинфарктное состояние), плохого гигиенического состояния полости рта, а также при начальных признаках заболеваний пародонта (обнажение шеек зубов и др.), но без патологической подвижности зубов с профилактической целью.

Шинирующее действие съемных шин обеспечивается системой многозвеньевых опорно-удерживающих кламмеров и окклюзионных накладок, соединенных в единую конструкцию.

Рис. 7. Съемная шина Эльбрехта: а — общий вид шины; б — вид спереди; в — положение элементов шины на передних зубах

Таким образом, ортопедические методы в системе комплексной терапии пародонтита, направленные на устранение травматической окклюзии, позволяют повысить эффективность комплексного лечения, добиться стабилизации патологического процесса, снизить риск развития обострения и прогрессирования заболевания.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пародонта
Л.М. Цепов, А.И. Николаев, Е.А. Михеева.

Съемные комбинированные шины

Съемная комбинированная шина по А. Т. Зелинскому создается на гипсовой модели. Вначале выгибается (моделируется) многозвеньевой кламмер, охватывающий весь фронтальный участок подвижного зубного ряда. Затем кламмер устанавливается на модели так, чтобы его удлиненные концы могли войти в будущий базис, который моделируется при помощи воска с оральной стороны шинируемых зубов. Затем модель с замоде-лированной шиной гипсуется в кювету и обычным способом производится замена воска на пластмассу. Шину отделывают и полируют (рис. 36).

Частично-подвижная шина на вкладках на группу коренных зубов моделируется на керамической модели, дублированной предварительно с гипсовой. Отливается из КХС и золото-платинового сплава. Окклюзионные накладки фиксируют шину и не дают возможности ей проскакивать через экватор зуба. Дополнительная сагиттальная стабилизация производится за счет кламмеров, создающих необходимую ретенцию в базальной зоне зубов (рис. 37).

Шина с многозвеньевыми кламмерами и коронками. Стабильная фиксация может производиться при помощи коронок с припаянными к ним многозвеньевыми кламмерами. Предварительно делаются коронки обычным методом штамповки, затем снимается с них слепок и по полученной гипсовой модели с коронками моделируется на группу подвижных зубов многозвеньевой кламмер. После отливки он обрабатывается, припасовывается на модели и склеивается липким воском с коронками. Затем спаивают и полируют. Полученная цементируется на коронках и благодаря охватыванию всех подвижных зубов литым кламмером образует единый блок (рис. 38).

Временная шина-протез с когтевыми отростками. При пародонтозе, развившемся на фоне глубокого прикуса или прогении, с целью разгрузки фронтальных зубов необходимо повысить окклюзионную высоту. По данным Э. А. Киликяна (1966), разница в размере нижнего отдела лица при физиологическом покое и в центральной окклюзии составляет 3—12 мм. При резком расхождении этих показателей повышение окклюзион-ной высоты для снятия глубокого резцового перекрытия при пародонтозе нежелательно.

При глубоком прикусе окклюзионную высоту повышают одновременно с сагиттальным смещением нижней челюсти, что позволяет уменьшить фронтальное перекрытие. В таких случаях хорошо применять съемную пластинку с вестибулярной дугой и наклонной плоскостью на верхнюю челюсть и каппу — на нижнюю челюсть (рис. 39).

Временные лигатурные шины. Изготавливаются из лигатуры 3—4, максимум 5 мкм. Такая шина временно стабилизирует фронтальные зубы в единый блок; можно шинировать и непосредственно в полости рта. Шину хорошо применять в период медикаментозно-хирургического лечения.

Шина состоит из штампованных колец, проходящих в области экватора зубов, с припаянными к ним кольцами, в которые проходит лигатура, шинирующая эти зубы в блок (рис. 40, см. рис. 68).

Литые шины на вкладках. Вкладка-протез может применяться для восстановления частично разрушенных тканей естественного зуба, в качестве опорной части мостовидного и бюгельного протезов. При помощи литых вкладок различных форм и систем можно стабильно шинировать подвижные зубы при пародонтозе, как фронтальные, так и коренные. От врача требуется правильное формирование полости в зубе. Получение восковой репродукции вкладки может быть осуществлено: прямым методом — непосредственным моделированием в полости рта и косвенными более современными методами (дублирование гипсовой модели при помощи дуплексной массы гелин, затем приготовление керамической модели, при помощи которой возможно изготовить любой сложности шинирующую аппаратуру из вкладок, вкладок на штифтовой основе, вкладок с различной системой кламмеров и т. д., рис. 41—46). Керамическая модель ликвидирует усадку литья.

Несъемная шина с перекидными кламмерами. Неподвижно стабилизирующую шину на фронтальном участке зубного ряда можно делать следующим образом:

  • 1) изготовить коронки на устойчивые зубы (допустимы клыки);
  • 2) снять слепки с коронками и на полученной гипсовой модели моделировать с оральной стороны фронтальных зубов каппы до бугра зуба, перекрывающие режущий край.

От капп с подхватом каждого зуба через режущий край проходят перекидные кламмеры типа когтевых отростков, шинирующие зубной ряд в блок.

Такую шину можно выполнить более просто и точно благодаря использованию керамической модели, которая дает возможность отлить все одним блоком (рис. 47).

Съемная шина для фронтальных зубов, объединяющая подвижные зубы в единый блок, изготавливается из КХС и золото-платиновых сплавов. Многозвеньевой кламмер, с несколько расширенными орально расположенными звеньями, охватывает зубы отходящими от него лабиально отростками, которые проходят в межзубные промежутки в виде когтеобразных ответвлений. Такую шину нужно отливать, пользуясь керамической моделью (рис. 48).

Шинирование передних подвижных зубов при пародонтите

Шинирование зубов зубов при пародонтите и пародонтозе – это эффективный метод лечения, который направленный на укрепление зубов и распределения жевательной нагрузки. Суть процесса состоит в том, что зубной ряд совместно с шатающим зубом соединяется в единую конструкцию, посредством протезов либо специальных нитей, что дает возможность для восстановления ослабленного зуба и равномерной нагрузки при жевании.

Когда происходит шатание молочных зубов у детей, в этом нет ничего страшного, ведь на месте старого зуба обязательно вырастет новый. Однако когда начинают шататься здоровые зубы, это серьезный сигнал, который свидетельствует о развитии патологического процесса в организме. Причины такого состояния в обязательном порядке необходимо выяснить и срочно начать в лечение.

Запись на прием к терапевту по телефону +7(985)532-21-01

Основные причины шатания зубов

Шатание зубов в любом случае является серьезным симптомом, который свидетельствует о развитии патологического процесса в организме. Специалисты установили несколько основных причин, влияющих на расшатывание зубов:

  • пародонтит;
  • пародонтоз;
  • гингивит;
  • врожденные патологии десен;
  • травмы челюсти;
  • несбалансированное питание;
  • опухолевые образования в области челюсти и десен.

Наиболее распространенной причиной такого состояния является пародонтит, при котором происходит воспаление тканей пародонта. В этом случае оголяется корень, и зубы начинают расшатываться. Также часто вызвать шатание может и пародонтоз, его результатом является отсутствие прочности зуба с окружающими тканями. В любом случае при диагностировании одного из указанных заболеваний необходимо тщательное и длительное лечение, помогающее зафиксировать зубы.

На заметку! Иногда вызвать подобное состояние может и отсутствие соседних зубов, когда вовремя не было проведены имплантация зубов и протезирование. В данной ситуации врачи также назначают шинирование и восстановление утраченной единицы.

Показания к шинированию зубов

Специалисты назначают шинирование при такой диагностике:

  • пародонтоз, в особенности в запущенной форме;
  • глубокие десневые карманы, вызванные пародонтитом;
  • травмы челюсти, вследствие которых происходит расшатывание зубов;
  • определенные врожденные патологии;
  • постоянное кровотечение десен;
  • деформация зубов под влиянием внешних факторов.

Данная методика используется и вовремя ортодонтического лечения на завершающем этапе, шины накладываются после корректировки брикетами, дабы зафиксировать установленное положение.

Методы шинирования зубов

Существуют несколько основных методик, которые подбираются зависимости от таких основных факторов, как состояние ротовой полости, запущенность болезни, стадии расшатывания и пр. Шинирование бывает постоянным и временным. Временные шины устанавливаются на небольшой промежуток, например при травмах, а постоянные практикуется при серьезных патологических процессах, требующих длительного лечения.

Также шинирование зубов при пародонтите бывает съемным и не съемным, каждое из них имеет индивидуальные показания. Как правило, съемный метод используется в период переломов либо ушибов, с помощью специальных нитей из стекловолокна либо армидного волокна. Несъемный назначается при сильной подвижности зубного ряда с применением особо прочных материалов, обеспечивающих надежную сцепку. В основном это коронки, протезы, нити, прочное стекловолокно.

«Некоторые пациенты при диагностировании пародонтоза либо пародонтита пренебрегают установлением шин и это ошибочное. Ведь их использование продлевает жизнь зубного ряда и сохраняет здоровье. В случае запущенной формы, указанные меры являются временными, однако без этого можно быстро утратить зубы».

Шинирование подвижных зубов стекловолокном

Шинирование с использованием стекловолокна считается наиболее распространенным и проводится с помощью нескольких способов.

  1. При подготовке к шинированию проводят ультразвуковую чистку зубов. Затем специалист создает выемку на внутренней поверхности, прокладывает нить и закрепляет ее композитом. Технология считается наиболее надежной и прочной, подходит для длительной терапии.
  2. Второй способ состоит в том, что шина прокладывается поверхностно с внутренней стороны ряда. Такое мероприятие временное и применяется при травмах либо ортодонтической терапии.

Первый способ чаще всего назначается при начальной стадии пародонтоза, либо пародонтита, когда расшатывание незначительное. Когда процесс запущенный методика может оказаться неэффективной и можно утрать зубы, несмотря на наличие стекловолокна.

Вантовое шинирование зубов

Методика полностью схожа с предыдущей, только вместо волокна специалисты используют арамидную нить. Это надежный полимерный материал, плюсом, которого является тот факт, что он не вызывает химической реакции при контакте с пищей и слюной, тем самым не создает неприятный прикус во рту.

Данный метод не только восстанавливает жевательную функцию, но и считается довольно эстетичным. Вантовое шинирование позволяет надежно зафиксировать зубы и равномерно распределить на них нагрузку. Однако, кроме плюсов, имеется существенный недостаток. При запущенном воспалительном процессе применение такой процедуры может оказаться недейственным.

Интересно! Все материалы, которые используются для установления шин легкие и безопасные, не затрудняют уход за зубами, имеют цвет естественных коронок.

Бюгельный протез

Такой способ относится к съемному шинированию. Бюгельный протез представлен конструкцией, которая изготовлена в форме металлической дуги с когтевидными отростками и многозвеньевыми кламмерами, фиксирующими каждый зуб по отдельности. Протез также имеет коронки, под которые устанавливаются опорные зубы, это помогает уберечь от нагрузки больные. Указанная шинирующая конструкция подбирается для каждого индивидуально, отталкиваясь от состояния зубного ряда, прикуса и других сопутствующих факторов.

Среди основных плюсов выделяют:

  • надежная фиксация;
  • грамотное распределение нагрузки;
  • отпадает необходимость в обточке коронок;
  • комфорт и удобство сравнительно со многими конструкциями;
  • долговечность.

Существуют и незначительные недостатки. Некоторые в первое время после установления протезов ощущают дискомфорт во рту, когда есть необходимость установки бюгелей на передний ряд, металлические коронки смотрятся не совсем эстетично. Такое шинирование также не подойдет тем, у кого отсутствуют крайне зубы.

Важно! Длительность ношение бюгельной конструкции превышает 7 лет, однако специалисты советуют ее использовать как временную, поскольку есть риск атрофии костной ткани. В этом случае, если нет возможности восстановить шатающий зуб, лучше всего его удалить и заменить на качественный имплант.

Плюсы и минусы методики шинирования

Безусловно, использование такой методики дает возможность регенерации поврежденных зубов, помогает организму восстановиться и при необходимости проводить дальнейшее лечение. Более того, во время развития пародонтита и пародонтоза шинирование способствует распределению нагрузки нужным образом, увеличивая на здоровые зубы и уменьшая на поврежденные. Это дает возможность избежать травмирования десен и быстро их восстановить.

Помимо значительных достоинств шинирование имеет и некоторые недостатки. Такая терапия не приносит результатов, когда заболевание приобретает запущенную форму и воспалительный процесс прогрессирует, в данном случае шины могут быть малоэффективными и выпасть вместе с зубами. Также пациенты, которые не уделяют необходимое внимание гигиене полости рта, могут увеличить свои проблемы и приобрести такие патологии как пульпит либо развитие кариеса. Если же процедура была проведена неопытным специалистом, то возможно возникновения дискомфорта для больного.

Даже если процедура имеет некоторые минусы, однако это не повод не воспользоваться методом. Для этого необходимо обратиться в хорошую клинику к профессионалу, который сможет провести все манипуляции четко и грамотно. Также во время ношения шин следует постоянно следить за гигиеной зубов и проводить их качественное очищение.

Стоимость шинирования зубов

Шинирование парод. зубов (3–7 зуб) . 10 000 руб

Стоимость шинирования определяется несколькими факторами. В первую очередь это зависит от состояния полости рта пациента. Если у больного имеются дополнительные проблемы, которые требуют чистки, либо лечения, то естественно такая терапия также будет включена в стоимость услуги. Стоимость будет зависеть и от выбранного метода, который определяется индивидуально для каждого.

Если вы столкнулись с такой проблемой как подвижность зубного ряда, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к специалисту и воспользоваться процедурой шинирования. Своевременная помощь профессионалов поможет сохранить зубы, укрепить десна и восстановить жевательную функцию.

Запись на прием к терапевту по телефону +7(985)532-21-01

Ссылка на основную публикацию